Атональность в музыке сродни ощущению невесомости в космосе. Правда, некоторые музыканты, начиная с Арнольда Шёнберга, "отца" новой системы, критически относились к термину "атональность", полагая, что музыки без тонов (звуков) не существует, и это слово бессмысленно. На самом же деле, понятно, о чем речь. Тональность в виде мажорного или минорного лада - строго централизованная система с иерархией тяготений, напоминающих разную степень гравитации в рамках Солнечной системы. Главный тон, тоника, мощно притягивает к себе все остальные звуки и аккорды, подобно Солнцу. Атональность - такая система, где ощущение тяготений преднамеренно избегается. Слух не может определить, какой звук является тоникой. Однако атональность не тождественна разработанной Шёнбергом и его учениками додекафонии - способу сочинения музыки при помощи двенадцати равноправных тонов. В додекафонии царит строгая упорядоченность, иногда граничащая со схематизмом (композитор не столько сочиняет музыку "из души", скольк