Найти тему

Благословенная (44) В сельском магазине

"...Люда обратила внимание на Федю. Он покупал конфеты, пряники, халву, драже, лимонад. Не только её одну это удивило. Валентина, пышнотелая заведующая сельмагом, пошутила:

- Федька, ты где деньги взял? Ограбил кого, что ли?

- Не-е-е, мамка дала ..."

Начало

Глава 43

Читайте: Деревенская история

Деревенская история. Ч.1. Молодой специалист в белорусской глубинке
Я из деревни2 апреля 2021

О произошедшем в передовом хозяйстве происшествии судачили в соседних деревнях. В посёлке люди только и делали, что обсуждали эту новость. Люде прямо в глаза сказала одна из коллег Рита:

- Игнат Иванович потерял сноровку, раз у него прямо из-под носа воровать начали.

Конечно, просто промолчать Люда не смогла, сразу же ответила:

- Это специально и сделано было, чтобы испортить ему репутацию, подорвать веру людей. Но виновные будут найдены. Работает целая группа, так что уже скоро всё выяснится. Хотя и без этого понятно, кто мутит воду.

- Кто?

- Не буду ничего говорить, потому что это только мои предположения и догадки.

Люда была уверена, что шкурки украл или Сашка, или Коля. Такого же мнения были и другие жители. Таня при встрече заговорила о случившемся:

- Как думаешь, Люда, это мой кавалер решил руки погреть на краденом?

- Не знаю, могу только предполагать, а не утверждать.

- Зато я точно уверена: это он и Сашка твой.

- Таня, я замужем, Сашка - это прошлое.

- Да ладно тебе. Как пить дать, эти двое склад и обчистили. Значит, Колян скоро отправится туда, откуда недавно вернулся Сашка. Вот и славно!

- Ты почему так радуешься?

- Надоел он мне со своей любовью как горькая редька. Ходит как тень следом, я уже боюсь одна вечером по улице пройти. Вдруг Колька появится и начнёт мне снова в любви признаваться.

- Ты сама дала ему повод...

- Хм, подумаешь, улыбнулась, пошутила, вежливой с ним была, так это повод, чтобы теперь прохода мне не давать? Насмешила. Хотя мне фиолетово, кто это совершил. Мы вот-вот уедем в город. Там Ванька мой, там перспектив больше, а деревня...она и есть деревня!

- Таня, какая же ты всё-таки...- Люда призадумалась. - Я даже слова подобрать не могу, но, когда было в колхозе хорошо, когда здесь каталась как сыр в масле, тогда в город не рвалась.

- Я этого и не скрываю. Знаешь, как в пословице одной говорится? Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Было хорошо в колхозе, здесь и жила. Начало всё рушиться и разваливаться - значит, время пришло в город уезжать.

Люде больше не хотелось разговаривать с сестрой по отцу. Сейчас она подумала, какие они с Таней всё-таки разные. Просто полные противоположности.

"Наверное, к лучшему, что Таня и такие, как она, уезжают, - подумала Люда. - Останутся те, кто будет работать не покладая рук, чтобы спасти хозяйство от полного разорения".

С такими мыслями Люда вернулась домой, где её уже ждали Олег и Анечка. Муж иногда возвращался раньше и тогда готовил ужин.

- А где Игнатик?

- Александра Александровна забрала его. Он хотел с дедом сходить на речку.

- Я дома решила остаться, - вставила слово Анечка. Она быстро поела и ушла к себе в комнату.

- На тебе в последние дни лица нет. Съешь хоть что-нибудь, - сказал Олег и подвинул тарелку.

- Не хочу, не до еды мне, - ответила Люда. - Сейчас Таню видела. Она говорит, что нечего в колхозе делать. Скоро разорится хозяйство. Главное, что такого мнения не только она придерживается. Наступили трудные времена - и началось бегство.

- Пусть уезжают она и ей подобные. Останутся настоящие люди, которые не только ради денег в колхозе работали. Не переживай из-за неё.

- Да о ней просто к слову сказала. Я сегодня с Евгением Борисовичем, нашим участковым, разговаривала. Была уверена, что уже против Коли и Сашки дело завели, ведь подозрение на них пало. Оказалось, что у них у обоих алиби железное. Коля у соседа Вити Василькова сидел допоздна, пока жена Вити не устроила скандал. Тогда Колька пошёл к себе. Его Зина подтвердила, что пришла за ним к Васильковым, и они вместе отправились домой, где Коля сразу же уснул. Из дома он никуда не выходил. Сашка же в тот вечер гулял в ресторане с приятелями. Это подтвердили не только они, но и другие посетители. Да и работники сказали, что он несколько раз заказывал музыкантам песню "На теплоходе музыка играет". Пел и отплясывал так, что налетел на соседний столик, разбил посуду. Его в ресторане все запомнили: и работники, и отдыхающие. Значит, он не виновен. На кого теперь думать?

Олег задумался, а потом поделился своими предположениями:

- Поэтому Сашка так вёл себя. Ему нужно было подозрение от себя отвести. Явно кто-то действовал по его наводке. Думаю, что друзьями "там" он обзавёлся, хотя мог подговорить и кого-то из местных. Но шкурки - это не иголка в стогу сена. Воры попытаются продать товар - и на этом обязательно попадутся. По крайней мере, должны. Остаётся только ждать.

- Хоть бы всё поскорее решилось. Отца уже в область вызывают и думаю, что по головке его не погладят. Наверняка, пристыдят, скажут что-нибудь "этакое", а он переживать будет. Без того ему хватает, так ещё и от руководства придётся "получить".

Олег вскользь сказал:

- Совсем забыл, мои родители звонили. Они послезавтра выезжают. Так что скоро гости к нам приедут.

Люда едва не сказала, что только свекрови ей сейчас для полного счастья не хватало, но промолчала. Представила, как Лариса Александровна будет ходить из угла в угол, всё рассматривать и давать ценные указания. Без них мама Олега жить просто не могла. Вслух Люда сказала:

- Будем встречать, раз приедут.

- Они остановятся не у нас. Отец сказал, что у брата ему будет комфортнее, а нас стеснять он не хочет. Понятно, что и мама вместе с ним к дяде Валере и тёте Таисии.

Вечером, когда тётя Шура привела Игнатика домой, Люда уложила детей спать, а сама лежала и не могла сомкнуть глаз. Сон не шёл, все мысли были заняты проблемами. Душа болела у Люды и за колхоз, и за отца. Олег прикоснулся к ней, прошептал:

- Забудь обо всех проблемах хотя бы на время, любимая.

Он начал целовать её, она отвечала ему взаимностью. Куда-то далеко-далеко ушли все проблемы, заботы и переживания...В объятиях любимого мужа ей было хорошо и спокойно...

***

Как и предполагала Люда, свекровь выглядела радостной только в первые часы встречи. Услышав от родных новость об ограблении, она состроила мину и процедила сквозь зубы Олегу:

- Я заранее знала, что добром ваш переезд не закончится. В этой глуши всё что угодно может произойти. Сидели бы в городе спокойно и горя не знали. Нет, нужно было переехать.

- Мама, мне здесь больше нравится. И Игнатик болеть перестал.

Лариса Александровна перевела взгляд на невестку, хотела что-то сказать, но увидела, как на неё смотрит Люда, замолчала и больше ничего не говорила. Только своим видом показывала, что недовольна.

***

Игнат Иванович вернулся из области без настроения. Подробности разговора с вышестоящим руководством не рассказывал. Было и без того понятно: по головке его явно не погладили. Люда осмелилась завести разговор с приёмным отцом:

- Что сказали?

- Прибыли нет, значит, и зарплаты людям не будет. Нет денег.

- Не расстраивайтесь. Должны же найти этих нелюдей.

- Будем надеяться, - ответил председатель. Он не любил разглагольствовать. - Надо работать.

Люда посмотрела вслед отцу, заметила, как он осунулся за последнее время и постарел. Как же ей хотелось хоть чем-то помочь ему. Она пошла на своё рабочее место в контору, склонилась над отчётом, но делать ничего не могла. Цифры путались, она всё время думала, как докопаться до истины. Всё время смотрела на часы, ждала, когда они покажут 12.00. Тогда она сходит в сельмаг и купит себе конфет с названием "Осенние". Когда людей было тревожно, сладкое её выручало, особенно её любимые конфеты, вкус которых ей нравился с детства.

Она зашла в магазин, где было многолюдно. Отметила, что теперь сельские жители не покупают столько продуктов, как это было раньше. Люди брали самое необходимое. Сладостей только по сто граммов. На большее уже не хватало денег. Впереди стоял паренёк по имени Федя. Был он всегда замкнутым и тихим. Про таких обычно говорят, что они себе на уме. Приехал в деревню вместе с отцом и мамой. Они получили квартиру, как и все приезжие, работавшие в колхозе. К несчастью, отца мальчика не стало в результате несчастного случая. Выкопал он погреб и полез проводить туда шнур с лампочкой. В то время часто шли дожди, и земля была сырой. Как всё точно произошло, никто не знал, но только отца Феди нашли в погребе. Потом в деревне говорили, что если бы он был в резиновой обуви, то всё обошлось бы, а так... Мать Феди Вера от горя начала выпивать. Олег часто рассказывал об этой семье, говорил, что Вере делали не раз замечание и предупреждали, что ребёнка могут у неё забрать. Паренёк перешёл в седьмой класс, но ходил в обносках, которые ему отдавали добрые люди.

Люда обратила внимание на Федю. Он покупал конфеты, пряники, халву, драже, лимонад. Не только её одну это удивило. Валентина, пышнотелая заведующая сельмагом, пошутила:

- Федька, ты где деньги взял? Ограбил кого, что ли?

- Не-е-е, мамка дала.

- Ого, Вера какой доброй стала, - пожала плечами Валентина.

Люда вернулась на рабочее место и занялась отчётом. Она смотрела на цифры, а перед глазами то и дело всплывала картина из сельского магазина, когда Федя с довольным видом забирал свои покупки.

Продолжение.