Недавно израильский бригадный генерал Офер Винтер напомнил, что еще Давид Бен-Гурион выделял три важнейших стратегических принципа: предупреждение, победа, сдерживание.
Что из этого по-прежнему работает?
Предупреждение мы провалили. Несмотря на самые разнообразные сообщения прошлой осенью о готовящейся атаке Хамаса, никаких выводов сделано не было. В результате огромные потери, сотни заложников и тяжелейший затяжной кризис.
И вроде бы такой прецедент уже был, когда мы проспали вторжение в 1973 году, ставшее началом Войны Судного дня. Но та война продлилась несколько дней и закончилась победой Израиля. Эта длится уже много месяцев и никакой победой даже не пахнет.
Почему?
Потому что все годы, пока наши многочисленные враги тщательно готовились, мы надеялись на свою силу. Ту же, что вчера, позавчера и 10 лет назад. У нас к отпору все готово, думали мы, все продумано, все отработано, протоколы на все случаи жизни составлены. Следовательно беспокоиться не о чем.
7 октября показало, что причин для беспокойства немало. И, возможно, главная из них - чудовищный бюрократизм и почти преступная осторожность в принятии оперативных решений. Армия есть, техника есть, оружие есть, мотивации хоть отбавляй, а решения нет.
И пока наши ребята рвутся в бой, мучительно-долго ожидая приказа, враги наносят удар за ударом и успевают отойти на превосходно подготовленные оборонительные рубежи, чтобы захлопнуть ловушку, когда мы наконец раскачаемся, чтобы пойти по их следам.
Наши враги отлично изучили образ действий ЦАХАЛа, учли все наши протоколы, они точно знают, как мы поступим в любой ситуации. Ведь мы так поступали всегда. И наша предсказуемость нас губит. А террористы не устраивают бесконечных заседаний, не согласовывают решения с десятком министерств, на накладывают резолюции и не спрашивают разрешения у американцев.
Только взгляните, мы продолжаем якобы бороться с террористами, параллельно поставляя им обильные запасы питания и воды. Дурацкая версия, что все это предназначено для "мирных жителей" ввиду "гуманитарной катастрофы", может устроить только недалеких людей в Европе и Америке. У израильтян, включая правительство и армию, нет ни малейших сомнений, что вся так называемая "гуманитарная помощь" поступает на довольствие Хамаса, а ее излишки попадают на черный рынок, где продаются по заоблачным ценам. И доходы идут опять-таки на нужды боевиков.
Где тут потерялся путь к победе над террористами?
Ну хорошо, предупреждение проспали, с победой дела плохи. Но что там со сдерживанием?
Хизбалла в Ливане, начиная с 8 октября, утюжит наш север своими ракетами и дронами. На зону безопасности у нашей границы южнее реки Литани, определенную еще резолюцией ООН, шиитские боевики плевать хотели. Но мир их, конечно, не осуждает. Не они, а мы вынуждены отступать от своей границы подальше, эвакуируя израильтян вглубь страны.
Да, в ответ наша авиация наносит болезненные удары по позициям террористов, но что это меняет? Это правда кого-то сдерживает? Статистика и наращивание зоны обстрелов с той стороны границы ясно показывают, что сдерживанием и не пахнет.
А что с Ираном? Его нам удается сдерживать?
Даже близко нет. Иран в этом году впервые отважился на прямую атаку по Израилю. Десятилетиями боялись и не без оснований, а тут решились.
Почему?
Потому что, учитывая все происходящее, поняли: Израиль слаб. Он так сильно боится войны, что осторожничать больше не следует. И атаковали сотнями ракет и дронов.
Что в ответ? Показали ли мы Ирану, что он ошибается, что мы все еще сильны и можем стереть его в порошок?
Нет, мы показали, что еще умеем больно кусаться, но от большой драки предпочитаем воздерживаться.
Но чем больше мы боимся большой драки, тем она вероятнее, и начнется уже не на наших условиях.
Так что сдерживание тоже не работает.
Что же в сухом остатке?
Израиль подвергся зверскому нападению, пережил кровавую резню. Больше сотни заложников скоро год как в неволе, половина из них, если не большинство, уже мертвы, но мы даже не знаем этого наверняка, можем только предполагать. В секторе Газа регулярно гибнут наши солдаты, даже в тех районах, которые уже были ранее зачищены. Хуситы в Йемене чувствуют себя настолько безнаказанными, что убивают израильтян прямо в Тель-Авиве. С севера ежедневно нас обстреливают ракетами, накрывая все большие и большие территории.
После прямого попадания ракеты «Хизбаллы» по футбольному полю в Маджель-Шамсе на Голанах, где проходил матч детских команд, погибли 12 детей и подростов, десятки получили ранения.
Но не Хамас, не Хизбалла, не Иран, не хуситы, а именно Израиль оказался в международной изоляции. Нас считают агрессором, требуют остановить даже те военные действия, которые мы и так ведем с непростительной осторожностью. На нас накладывают санкции. Евреи в самых разных странах мира подвергаются нападениям, даже если не имеют отношения к Израилю. Суд в Гааге продолжает настаивать на том, что именно наши действия преступны.
Очевидно, что все международные правила и законы защищают кого угодно, но только не нас.
И тут принципиальный вопрос к израильскому премьеру и всем нашим министрам. Сколько вы будете пытаться усидеть на двух стульях? Невозможно пытаться всем угодить и при этом эффективно побеждать в войне.
Невозможно уничтожать терроризм, снова и снова давая врагам время восстановиться и перегруппироваться, щедро их подкармливая и заботясь об их гражданских правах. Всех прав они лишили себя сами, учинив расправу над мирными людьми и захватив заложников.
Но как же следует себя вести Израилю? Что насчет конструктивных предложений?
Тот же генерал Винтер предлагает следующие решения:
1. Уничтожение командного состава противника как приоритетное направление. Уже с месяц назад, если не больше, наша разведка хвасталась, что знает точно, где находится Хасан Насралла и его ближайшие сподвижники. Вопрос: почему он до сих пор жив?
Если мы можем уничтожить лидера Хизбаллы, но не делаем этого, о какой победе, каком сдерживании можно говорить? Уничтожение лидеров ломает всю систему принятия решений, оказывает на противника деморализующее воздействие, нарушает скоординированность и организованность.
А если узнаем местонахождение Синвара, тоже подождем и проведем с десяток заседаний, не забыв смотаться в Штаты, чтобы заручиться поддержкой?
2. Удар по логистике врага. В случае с Хамасом мы этого частично достигли, заняв Филадельфийский коридор и перекрыв контрабанду оружия из Египта. Но этого мало, нужна полная блокада сектора. Никакой "гуманитарной помощи", никакой воды и электричества, полная блокировка мобильной связи и спутникового интернета, все КПП на замок. Запасов им надолго не хватит, выползут и попросят пощады. Сами приведут заложников и предложат обмен на свои жалкие жизни.
3. Лишить Хамас живого щита. Создать на территории Израиля крупные палаточные лагеря для перемещенных лиц и вывести туда, тщательно проверяя, всех мирных жителей сектора. В этих зонах должно быть питание, чистая вода и медобслуживание. Но покидать их будет нельзя. Оттуда - только назад, в сектор Газа, когда враги будут уничтожены и вся территория окажется под нашим контролем. Это нормальная военная практика.
Так решаются две проблемы: боевикам некем будет прикрыться, а воющее псевдолиберальное мировое сообщество получит доказательство максимальной заботы о гражданском населении. Пусть подвозят в лагеря свои шоколадки фурами, никто мешать не станет.
4. Никакого больше наземного вторжения. Хватит приводить солдат в расставленные ловушки. Если в секторе не останется мирных жителей, его можно будет вспахивать ракетами и бомбами. Просто тотальная зачистка.
Но как же заложники? Мы рискуем их жизнями, не так ли?
Нет, не так.
Никто заложников не отпустит. Это последний козырь, на который террористы могут полагаться. На днях пришло сообщение, что они намерены пытать заложников, чтобы добиться уступок от израильского правительства. Как думаете, после этой угрозы имеют ли смысл какие бы то ни было переговоры?
Единственный шанс для заложников выжить - это нам самим отбить их у Хамаса. ЦАХАЛ уже делал это, сделает снова. Разведка, подготовка, молниеносная спасательная операция.
Разговоры о том, что ради спасения заложников надо остановить войну - либо ложь, либо самообман. Остановим войну, не увидим ни одного заложника живым. А Хамас победит и получит шанс захватывать, пытать и убивать новых израильтян.
Это иллюзия навязанного выбора, в действительности альтернатив не существует: Хамас нужно уничтожать под корень, пытаясь попутно найти и вытащить из плена заложников. Другого шанса спастись у них нет.
Но для выполнения этих условий израильскому руководству придется вспомнить, что они не европейские изнеженные политики, скорбно качающие головами и высказывающие глубокую озабоченность, а в большинстве своем офицеры Армии обороны Израиля.
У нас страна, которая существует только при одном условии - если она умеет воевать. И делает это лучше своих врагов.
Да, у нас сегодня нет Голды Меир, у нас нет Арика Шарона и Моше Даяна. Но у нас есть компетентные, решительные командиры. А наши солдаты по-прежнему отважны и способны победить врага, если у правительства хватит духу им это позволить и приструнить военную прокуратуру, действия которой ослабляют армию и делают любые победы невозможными.
Война и так уже идет, она навязывается нам со всех сторон - в Газе, в Ливане, в Сирии, в Иудее и Самарии, в Йемене, в Иране. Но мы всё не хотим "эскалации".
Так сильно не хотим, что именно ее мы и получаем. И если продолжим отмалчиваться, дальше будет только хуже.
Израиль не может себе позволить бояться войны, иначе он обречен.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.