Васятка заворочался за спиной у Нины. Она приподнялась, уложила мальчика поудобнее, сама села на самый краешек вагонной полки, чтоб малышу было свободнее. Пусть спит, все дорога покороче ему покажется. Еще весь день до самой ночи ехать. Если верить расписанию, то поезд на нужную им станцию должен прибыть после одиннадцати. Всю ночь придется на вокзале просидеть. Кто их ночью приедет встречать.
Нина заранее все разузнала и написала об этом в письме Васяткиной бабушке. А перед тем, как выезжать, сходила на телеграф и отправила телеграмму. Она правда не представляла, как телеграммы доставляются в деревне, но надеялась, что все равно адресат должен ее получить.
Нина потянулась, от долгого сидения заныла спина. Встать бы да походить по вагону пока все спят. Скоро пассажиры проснутся, начнется толчея. Дети загомонят, заплачут малыши. А пока в вагоне тишина и все спокойно. Но Нина боялась оставить Васятку и отойти от него даже недалеко. Вдруг проснется, увидит, что ее нет, испугается. Лучше уж потерпит она немного. Не вставая с полки, Нина потянула спину вверх, приподняла руки, немного подвигала ими.
Потом молодая женщина снова погрузилась в воспоминания.
Страна готовилась к празднованию двадцать девятой годовщины великого Октября. Город был разукрашен красными флагами, портретами вождя, различными транспарантами. После работы Нина торопилась в ясли за Васяткой. Впереди праздник и они проведут его дома все вместе.
Нина шла и думала, что заодно они отпразднуют день рождения Васятки. Она заранее пригласила в гости Лиду, Веру. Может та со своим ухажером придет. Хоть Васятка родился в конце месяца, но еще не известно, как там смены выпадут. И не страшно, что будет это празднование весьма скромным. Главное соберутся близкие ей люди, посидят, поговорят, может даже и споют, если настроение будет.
В яслях нянечка, увидев Нину, подошла к ней.
- Что то Васенька у вас приболел немного. Температурка поднялась, кашляет. Мы его в карантинную комнату пока поместили. Врач ничего особого не прослушала.
Женщина пошла за ребенком и вынесла его на руках. Материнский взгляд сразу заметил, что Васятка совсем квелый. Он даже не улыбнулся ей, сидел на руках. Обычно он сам бежал ей на встречу. Пусть ножки слабенькие у него, но все равно он бежал и радовался матери.
На улице было холодно. Ветер передувал снежную поземку, смешанную с пылью. Нина покрепче прижала к себе Васятку и почти бегом бежала домой. Тете Маше было достаточно одного взгляда, что бы понять, что Васятка заболел.
- Господи, да у него жар, - воскликнула старушка, снимая с него пальтишко.
В этот вечер о празднике пришлось забыть. Обе женщины старались облегчить состояние малыша, по очереди сидели возле него, прикладывали мокрую тряпочку ко лбу. Не стало лучше Васятке и на следующий день. Утром пришла Лида. Она обещала прийти пораньше. Девушке хотелось побольше повозиться с Васяткой. Увидев своего любимца лежащим в постели, Лида огорчилась.
- Да что это за напасть такая. А я тебе гостинчик принесла. На вот, поешь.
Она вытащила из сумки фигурный пряник и протянула ребенку. Тот только взял его в ручки и положил рядом с собой.
- Он ничего не ест, только воду пьет. Лида, как думаешь, что у него.
Девушка не знала что ответить встревоженной матери. Она была далека от детских болезней, но ее опыт работы подсказывал, что тут что то более серьезное, чем обычная простуда. Особенно ей не понравился кашель, сухой, лающий.
- Не знаю, Нинушка. Я ведь не врач. Многого не знаю. Но думаю, что если лучше не станет, надо вызывать неотложку.
К назначенному времени пришла Вера. Она сразу, как вошла, начала извиняться, что не сможет посидеть с подругами. Ее парень ждет внизу, даже подняться не захотел, сказал, что стесняется. Она вытащила из сумки серого плюшевого зайца с длинными ушами.
- А где наш именинник. Я вот подарок ему принесла.
Только проговорив эти слова, Вера заметила Васятку, лежащего на кровати.
- Захворал наш именинник. Не до праздника ему. - Ответила Нина и
смахнула набежавшую слезу. Она взяла игрушку, подошла к сыну и протянула ему.
- Смотри, сынок, какого зайчика тебе тетя Вера принесла.
Васятка протянул руки к игрушке, взял ее и прижал к себе, уткнулся носом в плюшевую голову невиданного зверя.
- Гляди ка как ему понравился. - Удивилась Нина. - А ты Вера не переживай. Праздник то у нас отменяется. Ты просто так заходи иногда. Совсем редко встречаемся теперь. И что это за кавалер у тебя стеснительный.
- Да погляди в окошко. Стоит на улице, меня дожидается.
Нина с Лидой выглянули в окошко. Возле входа в общежитие стоял молодой мужчина в сером пальто с каракулевым воротником и в шляпе.
- Ух ты, какой модник. Иди, Вера, скорее, а то замерзнет в шляпе то. Холодно на улице.
Подружки обнялись, расцеловались и Вера убежала. После обеда Лида поднялась и начала одеваться.
- Пойду, вызову неотложку все таки. Пока приедут. Они ведь не успевают по вызовам ездить. Машин не хватает. На работе говорили, что фельдшера бывает пешком по вызовам ходят. А там и вечер глядишь. По темну то не пойдут еще, побоятся.
Действительно, скорая помощь приехала только к вечеру. Зато на машине. Фельдшер, уже пожилая женщина, долго прослушивала Васятку, расспрашивала, давно ли он так кашляет. Нина не могла точно сказать. Когда она отводила его в ясли, сын не кашлял и был здоров. Но ведь уже почти неделя прошла. Женщина хмурила брови, долго думала, потом сказала, что забирает малыша в больницу. Она предположила, что у ребенка коклюш. Для ослабленного малыша довольно серьезное заболевание.
Нина собрала все необходимое, поехала с Васяткой в больницу. На душе было тревожно. Она слышала, что от коклюша часто дети погибают, особенно маленькие. Лида осталась с тетей Машей. Домой она уже не пошла. Не хотелось оставлять расстроенную старушку одну да и темно уже на улице было.
Потянулось тревожное время. Тетя Маша ходила больницу. Нине не разрешали к ней выходить, отделение было инфекционное. Общались они через форточку в коридоре. В последний раз Нина была заплаканная. Сказала только, что Васятка очень тяжелый и врачи опасаются худшего. Больше говорить она не смогла,
- Молись, Ниночка, молись. Бог не оставит младенца.
Нина кивнула только головой и пошла в палату. Страшно ей было оставлять сына даже на минутку одного. Она не умела молиться, не знала молитвы. Поэтому просто просила, чтоб Бог спас ее малыша.
Мария пришла домой, точнее в общежитие, которое стало теперь ее домом. Вечером она пойдет на работу, Хоть и перешагнула она пенсионный возраст, но продолжала работать. Пенсия то совсем копеечная. Не проживешь на нее.
Только успела снять пальто и размотать платок, как в комнату заглянула соседка Лена.
- Мария, тут мальчишка по этажам ходит, Нину ищет. Наверное твою.
- Так где он, позови. Кто знает, может и нашу. Только вот мальчишек то у нее знакомых вроде нет.
Лена ушла, а через некоторое время в дверь заглянула детская голова в ушанке, которая сползла почти на лоб.
- Здесь что ли Нина живет? - спросил мальчишка, не заходя в комнату.
- Здесь, а ты кто? Заходи давай, чего в дверях встал.
Мальчишка лет двенадцати нерешительно перешагнул через порог.
- Мне Нину надо, передать ей сумку просили.
- Кто?
Мария удивилась. Кто бы мог это быть.
- Я не знаю кто. Дяденька. Сказал, чтоб нашел Нину и передал ей эту сумку. Еще сказал, что Нина догадается от кого. Он ее в дождик до дому проводил ночью. А мне он за это обещал денег дать, как отдам. - Похвалился мальчишка.
После этих слов Мария сразу поняла, кто разыскивает Нину.
- Мишка. Это точно он. Так и скажи ему, чтоб не сомневался, что ту ты Нину нашел. А еще скажи, Что Васятка у Нины хворает сильно. То ли выживет, то ли нет. Помощи то ей ждать не от кого. Так и скажи. И номер комнаты запомни, чтоб не искать при случае.
Мальчишка, довольный что справился с заданием, протянул Марие сумку, с какими старушки ходят по магазинам, и только его и видели. Он бегом спустился по лестнице, выбежал на улицу, забежал за угол дома, где на скамеечке его ждал мужчина. Это действительно был Мишка. Он уже изрядно промерз, пока ждал мальчишку.
- Ты что как долго? - Недовольно спросил он.
Мальчишка, перебивая сам себя рассказал, как спрашивал по этажам про эту Нину. Как ему подсказали, где ее найти. Он чуть было не забыл, что велела передать ему старушка, да вовремя вспомнил.
- Мишка, тебя зовут Мишка!
Он рассказал все, что велела передать Мария. Получив за эту информацию купюру, о которой даже мечтать не смел, мальчишка подпрыгнул от радости и стремглав бросился бежать. Вдруг этот странный дядька передумает и отберет у него деньги обратно.
В это время Мария раскрыла сумку и обомлела. Она была доверху набита продуктами. С дрожью в руках от волнения она выкладывала на стол крупы, банки с консервами, большую жестяную банку со сгущенным молоком, пакет сухого молока, сахар. На самом дне лежали две плитки шоколада и коробка печенья с иностранными буквами.
Мария смотрела на все это богатство и подумала, что если даже Мишка бандит, то он не совсем уж конченный человек. Да на все это им с Ниной вдвоем за месяц не заработать. Бог даст, поправится Васятка и у них будет чем подкармливать его.
Потом старушка сложила все обратно в сумку, затолкала ее подальше под кровать. Не дай Бог, увидит кто недобрый человек. Начнут спрашивать, откуда все это взялось. В магазине то на зарплату такое не купишь. и кто знает, как все обернется. Начнут таскать да допрашивать. Ведь и посадить могут за связь с бандитами. А в том, что Мишка занимается грабежами, Мария уже не сомневалась. Иначе откуда у него все это.