Рад приветствовать вас на моем канале.
Жизненный цикл вооружений бывает очень разным. Одни образцы остаются только опытными, другие же добираются до большой серии и служат десятилетиями.
Порой в этот процесс вмешивается политика, после чего даже новые комплексы могут отправиться на утилизацию.
Например, именно так произошло после подписания в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) между СССР и США. Соглашение способствовало снятию напряжённости в Европе и повлекло уничтожение тысяч ракет и сотен пусковых установок. Не так давно, в 2019 году, договор фактически развалился и перестал действовать. На этом фоне все чаще звучат предложения возобновить производство ракетных комплексов, которые в свое время ликвидировали по договору о РСМД.
Именно о них я сегодня и расскажу.
«Темп-С»
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» разработан в первой половине 1960-х. Его твердотопливная двухступенчатая ракета могла доставить боеголовку мощностью в 300 или 500 килотонн (появилась позднее) на дальность в 900-950 км. Комплекс был создан, чтобы обеспечить командование фронтом на соответствующем театре военных действий наносить ядерные удары.
Интересной особенностью «Темп-С» было применение специального обогреваемого контейнера, который оберегал ракету от внешнего воздействия. В нем она могла год находиться в горизонтальном положении в 20-минутной готовности к пуску.
В 1967 году началось развертывание в составе отдельных полков в структуре РВСН. Однако уже в 1968-м, на фоне обострения в отношениях с Китаем, вооруженные «Темп-С» подразделения передали в подчинение командованию сухопутных войск. Располагались они преимущественно на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Боевые машины комплекса на базе автомобиля МАЗ-543 производились до 1970 года, а ракеты — до 1987 года включительно.
В 1980-е «Темп-С» в связи с обострением ситуации в Европе были размещены уже на Западе — в ГСВГ и ЦГВ.
На 1987 год всего на вооружении имелось 135 пусковых установок и 718 ракет. В 1988-м начнется их утилизация по договору о ликвидации РСМД. Последнюю ракету утилизируют 25 июля 1989 года.
«Пионер»
Стратегический ракетный комплекс средней дальность «Пионер» (в договорах обозначался как РСД-10) был создан на основе «Темп-2С». От «старшего брата» взяли первую и вторую ступени, что сильно ускорило процесс разработки. При этом заново были созданы узел отсечки тяги 2-й ступени (позволял уменьшать дальность полета), соединительный отсек и ступень разделения боевых блоков.
Да, все правильно, ракета имела разделяющуюся боевую часть, состоящую из трех блоков по 150 кт каждый.
Максимальная дальность пуска «Пионера» составляла порядка 5 000 км, что позволяло в зависимости от дислокации держать под прицелом всю Европу, отдельные районы Азии и даже Северной Америки. На вооружение «Пионер» был принят в 1976 году, а по состоянию на 1987 год, когда был подписан договор о ликвидации РСМД, было развернуто 405 самоходных пусковых установок комплексов «Пионер» и «Пионер-УТТХ» (с улучшенными характеристиками).
До 1991 года почти все СПУ, за исключением нескольких демилитаризованных и сохраненных в музеях, были сняты с дежурства и утилизированы.
Также были прекращены работы по перспективному комплексу «Пионер-3».
«Рельеф»
В середине 1980-х советский подводный флот впервые получил крылатые ракеты, предназначенные для поражения наземных объектов. Речь о комплексе С-10 «Гранат», чьи ракеты дальностью до 2500 км и ядерной боевой частью мощностью в 200 килотонн, запускались из подводного положения через 533-мм торпедные аппараты.
Благодаря этому, обычные подводные лодки после небольших доработок становились носителями стратегического атомного оружия. О «Гранате» поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня нас интересует РК-55 «Рельеф» — его сухопутная версия.
Комплекс создавался в крайне сжатые сроки: работы начаты в 1983 году, первые пусковые установки были собраны в 1984-м, а завершение испытаний и принятие на вооружение состоялось уже в 1986-м.
Удивляться такой спешке не стоит: на первую половину 1980-х пришелся финальный пик противостояния систем в рамках «Холодной войны» и отставать было никак нельзя. В 1982 году США начали размещать в Европе мобильные ракетные комплексы BGM-109G Gryphon с четырьмя крылатыми ракетами «Томагавк» в ядерном оснащении на каждом. «Рельеф» был как раз ответом на «Грифон».
Пусковая установка РК-55 базировалась на шасси МАЗ-543М. На ней размещался пакет из шести транспортно-пусковых контейнеров крылатых ракет КС-122РС, которые практически не отличались от морской версии. Пуск можно было осуществлять залпом с интервалом не менее 1 секунды.
Сами ракеты были довольно миниатюрными, поскольку изначально создавались под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок. Крылья после старта выдвигались из корпуса, а рули высоты и направления раскладывались.
Комплекс был снят с вооружения, а все выпущенные пусковые установки и ракеты утилизированы в 1988 году в рамках договора о ликвидации РСМД. К этому моменту успели собрать только установочную партию из шести СПУ и порядка 80 ракет. В ответ американцы утилизировали «Грифоны»: порядка 450 ракет и 50 пусковых установок, которые еще и базировались в специальных защищенных укрытиях. Так что «размен» оказался выгодным, если так можно сказать.
Кстати, если вам показалось, что где-то недавно видели в новостях подобные ракеты, то вам не показалось. Просто посмотрите, какое предприятие является головным разработчиком ракет семейства «Калибр» и Р-500 («Искандер-К»), а также чем оно занималось в 1980-е годы.
«Ока»
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» (ОТР-23) начал поступать в 1980-м году. На момент появления аналогов ему в мире не было. И это не бравада, а факт.
Комплекс мог поражать цели на дистанции до 450 километров, при этом при работе на дистанцию менее 400 км круговое вероятное отклонение ракеты составляло всего от 5 до 50 метров. Учитывая, что боеголовки могли быть не только осколочно-фугасными или кассетными, но и ядерными, «Ока» позволяла уверенно уничтожать наиболее важные объекты, в том числе защищенные. Например, пусковые установки ракетных комплексов «Першинг» или «Грифон».
При этом у НАТО не было на вооружение ни одного комплекса ПВО/ПРО, способного перехватить ракету «Оки». Это был действительно серьезный аргумент.
Уже много раз упомянутый договор о ликвидации РСМД 1987 года предполагал уничтожение ракет дальностью от 500 до 5000 км и «Ока» в эти рамки не попадала. Версий о том, как комплекс протащили в договор, немало, обозначу одну из них: во время переговоров американцы предъявили данные из своих каталогов советской техники, где у «Оки» была дальность в 550 км. Утверждается, что Горбачев и Шеварнадзе с этим спорить не стали, хотя военные всячески убеждали, что ракета на такое расстояние просто не способна улететь с имеющимися боеголовками.
В итоге в 1989 году все 102 СПУ и 208 ракет, имевшихся в СССР были сняты с вооружения. Как минимум две пусковые установки и несколько ракет были демилитаризованы и сохранены в качестве экспонатов в музеях. Остальные были утилизированы.
В результате СССР остался без современного ОТРК с дальностью 400-500 км. Только спустя 20 лет в армию начнет поступать «Искандер» и закроет эту нишу.
Кстати, про ОТРК «Ока» у меня есть большая статья. Почитать ее можно тут.
Бонус: «Темп-2С»
Комплекс «Темп-2С был снят с вооружения по другому договору, но не могу не рассказать о нем в контексте этой статьи.
Первый в мире мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой, построенный на колесном шасси, «Темп-2С» был принят на вооружение под самый конец 1975 года.
Его трехступенчатая ракета могла доставить моноблочную ядерную боевую часть мощностью до 1500 кт на дальность в 10 500 км. Наведение на цель на конечном участке осуществлялось отдельной ступенью разведения, которая помимо настоящей боеголовки несла еще несколько ложных целей. Это в будущем позволяло перейти к применению разделяющихся головных частей с несколькими боезарядами.
Самоходная пусковая установка комплекса базировалась на шестиосном шасси МАЗ-547А.
Подобная база станет классической для всех последующих мобильных ракетных комплексов. При этом изначально предлагались и варианты на гусеничном шасси: относительно обычная СПУ на базе танка Т-10 (как у комплексов РТ-15 и РТ-20) и сочлененная СПУ на базе опытных танков объект 432 и объект 429. Последний вариант выглядел максимально экстравагантно, но мог обеспечить высокую подвижность и маневренность.
В итоге остановились на автомобильном колесном шасси, дававшее меньше вибраций, от которых страдала электроника ракеты. На этом моменте следует добавить фото варианта, пошедшего в итоге в серию, но с этим есть проблема: в открытом доступе нет ни одного достоверного фото СПУ «Темп-2С». Комплекс был настолько секретным, что даже спустя 40 с лишним лет у нас есть только реконструкция того, как он выглядел.
Зато легко найти фото самого шасси, поскольку позднее его нередко использовали в народном хозяйстве. Например, под краны.
Всего на вооружении находилось 42 СПУ «Темп-2С», выпущенных с 1974-го по 1977-й год, все они базировались в Плесецке, при этом официально не развертывались, а находились на «долговременном хранении», поскольку еще до принятия на вооружение Брежнев обещал президенту США Форду не развертывать комплекс.
Но на боевое дежурство СПУ все же выезжали, пользуясь «окнами» между пролетами спутников-шпионов. В 1979 году между СССР и США был заключен договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, в рамках которого советское правительство брало обязательства не производить, испытывать и развертывать РС-14 (обозначение «Темп-2С» для договора). Также было запрещено производить отдельно третью ступень и головную часть. Почему? Такую норму ввели для того, чтобы нельзя было собрать из ракеты «Пионера» межконтинентальную, добавив третью ступень.
Тем не менее, выпущенные «Темп-2С» оставались на «длительном хранении» до 1985 года, после чего были утилизированы. Часть шасси от СПУ , как уже говорил ранее, потом еще трудились в народном хозяйстве.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Другие мои материалы вы можете почитать, перейдя в канал, а также по ссылкам ниже. До скорых встреч!