Найти тему

Социализм Христа и Будды. Е.П. Блаватская о сокрытии Тайн

Византийская фреска. Исторический музей Ираклиона, Крит. Фото автора
Византийская фреска. Исторический музей Ираклиона, Крит. Фото автора

Человечество страдает. Его мучения – плод его собственных пороков и неспособности принять Помощь Высших Сил. Но Великие снова и снова жертвовали Собой, чтобы помочь деградирующим массам, мучающим друг друга, не утратить единственно спасительный Путь, ведущий к лучшей жизни, как бы она ни называлась в разных верованиях – Жизнью Вечной или Состоянием Просветления.

Это путь очищения от эгоизма и жестокости, путь доброты и сострадания ко всем живущим, путь, на котором измученное сердце земного человека обращается всей чистотой своею к Сострадательному Сердцу Богочеловека, Которого каждый народ называет по-своему – взывая к Будде или ко Христу, к Кришне или к Магомету.

Но вся Истина, все Тайны Бытия не могли быть открыты неподготовленным людским массам, лишь ближайшие ученики Великих Учителей принимали Сокровенные Учения, передавая их в дальнейшем только достойным. Но достойных было мало, и Великие Истины со временем терялись последователями, которые даже общеизвестную часть Великих Учений нередко ухитрялись затуманить, и даже извратить, подчас обернув их в нечто противоположное.

В своей книге "Ключ к Теософии" Е.П. Блаватская отмечает важную общую черту двух великих Учений социальную "ноту" Учения Будды и Учения Христа, обращённость обоих Учений прежде всего к наиболее страдающим слоям населения.

Оба великих Учения давались с одной и той же альтруистической целью – облегчить жизнь страдающему человечеству. "Социализм" в обоих Учениях выражен в обращённости их преимущественно к самым бедным и самым презираемым слоям, ибо именно они не только были обездолены в земном смысле существования, но и лишены возможности приобщения к духовным истинам.

В Индии брахманы и высшие касты скрывали духовные знания от бедных, своекорыстно исказив существовавшее Учение, чем ввергли низшие слои в идолопоклонство, в фетишизм. В Палестине образованные классы продвигались в сторону материализма и формализма (саддукеи). В Риме среди образованных классов усилилось нравственное разложение, а бедные и необразованные при этом погружались в магические практики.

"Учение обоих составляют безграничная любовь к человечеству, милосердие, прощение обид, забвение себя, сострадание к заблуждающимся массам, оба проявляют одинаковое презрение к богатым и не делают никакого различия между своими и чужими." (Е.П. Блаватская "Ключ к теософии").

Оба Великих Учителя проповедовали самопожертвование, и сами являли его высочайший пример, отказываясь от благ и удобств и главное – обучая невежественных людей высоким истинам, объясняя сложное самым простым языком, прибегая к притчам и понятным всем сравнениям.

""Пусть грехи всего мира падут на меня, чтобы я мог облегчить беды и страдания человека!" – взывает Будда… принц-нищий, облачённый в кладбищенские лохмотья отречения
"Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас" – ...был призыв к бедным и обездоленным "Человека Скорбей" [Христа], которому негде было преклонить голову..."

Таким образом, лаконичность, притчи, истории – как основа объяснения духовных истин, обилие нравственных истин при почти полном отсутствии метафизических основ (особенно в Учении Христа) – черты обоих Учений, объясняемые их обращённостью к малообразованным слоям населения, а также единым законом всех Посвящённыхзапретом выдавать тайны Мистерий.

Но далее в книге объясняется ещё более сложный вопрос: почему столь реформаторские Учения, казалось бы, не достигли цели и очень скоро после ухода Великих Учителей подверглись сильнейшим искажениям?

Е.П. Блаватская объясняет это тем, что рвение последователей обоих Учителей было чересчур сильным, а знания эзотерической части Учений слишком малым. Слова обоих Учителей не были поняты, смыслы истин были искажены. Большинство священнослужителей в обеих образовавшихся на основе Учений религиях не являлись посвящёнными, не знали глубоких основ Учения.

На вопрос, почему заблуждения последователей столь различны, если Учение Мудрости Едино, и, как думают многие, истины, даже простые, должны бы являть большее единство? На этот вопрос Е.П. Блаватская отвечает, что условия, в которых учили Будда и Христос, были различны, отсюда различие в акцентируемых положениях Учения.

Главным в условиях массового заблуждения и погружённости во тьму суеверий являлось пресечь поток заблуждений. Так Будда предпочёл не говорить о Наивысшем людям, которые, взывая к богам, не получали ответа. Великий Учитель объяснял людям по сути те условия, при которых человек приближается к состоянию одухотворения, которое одно лишь может явиться мостом связи между человеком и Миром Высшим.

Но отсутствие достаточного числа знающих Учение более глубоко породило то, что позволило считать Буддизм "религией без Бога". При том, что Будда не отрицал Сокровенное Начало, но не поощрял бесед о Наивысшем с малоразвитыми духовно людьми.

В подобном же положении оказалось Учение Христа. Но здесь, в условиях мировоззрения, сформированного на Моисеевом Законе, в отличие от духовной культуры Индии, такие истины, как перевоплощение, не могли быть широко оглашены, но давались лишь близким ученикам. Так позднее христианство "отвергло" одну из основных истин Учения Посвящённых – реинкарнарнацию.

Жестокий бог иудеев, антропоморфный, требующий жертвоприношения животных, "уступил" место милосердному "Отцу Небесному", с его всепрощением и человеколюбием, помощью обычному человеку. Отцу, Который в сердце каждого человека.

Учение Великих Учителей, бесконечно глубокое, едино и в том, что даёт нуждающемуся человечеству наиболее необходимое в его условиях, то, что поможет подняться над существующими заблуждениями и продвинуться в направлении человечности и духовности.

"Таким образом, сдержанность Будды и Иисуса....которые равно воздерживались от раскрытия Таинств Жизни и Смерти – привела в одном случае к полному отрицанию [бессмертия души] в южном буддизме, а в другом – к трём ссорящимся конфессиям христианской церкви и 300 сектам в одной только протестантской Англии» (Е.П. Блаватская "Ключ к Теософии").

Автор статьи Василевский А.В.

Дорогие читатели, если материал вам понравился, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь на наш канал.