Найти в Дзене
ИндияСвами

Движения Бога: восемь священных танцев в индуистских ритуалах

Оглавление

Ритуальный танец всегда был неотъемлемой частью индуизма, искусно вплетенной в обряды поклонения и духовные практики. 

Приписываемый легендарному царю и мудрецу Бхарате, индуистский текст  Натьяшастра является основополагающим трудом, который подробно описывает искусство танца и танцевального представления.

Согласно  Натьяшастре, танец считается завершенным, когда он вызывает определенную эмоцию (раса) у зрителей, передаваемую посредством точных жестов и мимики ( бхава ).

Если соблюдаются эти принципы Натьяшастры, такой танец называют классическим. Мы расскажем о 8 классических ритуальных танцах Индии, которые являются примером глубокой связи между искусством, танцем и духовностью в индуизме.

Священный танец №1: Бхаратанатьям

Бхаратанатьям — один из древнейших традиционных индуистских священных танцев, датируемый примерно 1000 г. до н. э. Он берет свое начало в южноиндийском штате Тамилнад и сегодня в основном практикуется женщинами.

Танцу Бхаратанатьям больше тысячи лет. Фото: Wikipedia
Танцу Бхаратанатьям больше тысячи лет. Фото: Wikipedia

Этот танец обычно сопровождается традиционными южноиндийскими мелодиями, называемыми карнатическими. Они исполняются ведущим вокалистом, который играют на различных традиционных инструментах, таких как вина (струнный инструмент),  мридангам  (двухсторонний барабан),  гхатам (глиняный барабан) и других.

Традиционно Бхаратанатьям — это сольный танец, исполняемый только женщинами, который используется для выражения индуистских религиозных тем в шиваизме, вайшнаваизме и шактизме. Танец является воплощением преданности Божествам, и каждое движение и жест которого воздают почести божественному. Сегодня его исполняют и коллективно.

Исполнительница с виной. Фото: KickTheKnack
Исполнительница с виной. Фото: KickTheKnack

Согласно легендам, Бхаратанатьям был подарен Господом Брахмой мудрецу Бхарате. Священный танец развился в свою нынешнюю форму под покровительством различных королевских династий и процветал в основном в пределах храмовых территорий, служа средством общения прихожан с божественным.

К сожалению, как и многие другие традиционные индуистские танцы, Бхаратанатьям был угнетен во время колониального британского владычества. Только после обретения Индией независимости в середине прошлого века, этот прекрасный танец начал возрождаться.

Современный бхаратанатьям характеризуется девятью основными эмоциями или настроениями, такими как любовь, презрение, отвага, страх, счастье, грусть, удивление, злость и спокойствие. Эти чувства передаются через телодвижения, выразительность лица и жесты.

Священный танец №2: Катхакали

Катхакали — это захватывающая смесь танца и драмы, получившая название от индуистских слов katha  (рассказ) и kali (представление). Будучи намного моложе Бхаратанатьям, он впервые появился в Керале, на юго-западе Индии, и исполнялся на территориях вдоль побережья Малабара, в 17 веке.

Катхакали - это микс танца и театра. Фото: isgb.edu.ar
Катхакали - это микс танца и театра. Фото: isgb.edu.ar

Катхакали, больше похожий на пьесу, чем на танец, выделяется благодаря своему тщательно продуманному, яркому макияжу, костюмам и маскам - чутти, которые украшают танцоров.

Танцоры Катхакали - это, как правило, мужчины. Считается, что танец изначально развивался как исполнительское искусство для передачи индуистских мифов и легенд через танец, а не устно. Часто такие представления основаны на эпизодах из индийских эпосов Рамаяна и  Махабхарата.

Катхакали черпает вдохновение в храмовом и народном искусстве, таком как  Кутияттам  (традиционная форма санскритского театра и одна из древнейших в мире) и религиозных драм, восходящих к первому тысячелетию нашей эры. Это не просто смесь танца и игры, исполнители также включают в танец элементы древних южноиндийских боевых искусств, таких как Каларипаятту  и  Силамбам, а также элементы местных спортивных традиций.

Фото: MakeMyTrip
Фото: MakeMyTrip

Еще одна область, в которой выделяется Катхакали, заключается в том, что в отличие от некоторых старых ритуальных танцев, танцоры полностью сосредоточены на хореографии, то есть они не задействуют голос. Это молчаливое искусство. Представления обычно проводятся в открытых театрах кутхамбалам или прямо на улице рядом с храмами, что еще больше усиливает впечатления. Ведь зрители могут вблизи наблюдать за сложными деталями представлений.

Священный танец №3: Катхак

Катхак традиционно связан с древними странствующими поэтами Северной Индии - катхакарами или повествователями, которые были чем-то вроде странствующих бардов.

Исполнение Катхака в Раджастане. Фото: flickr.com
Исполнение Катхака в Раджастане. Фото: flickr.com

Очень популярен танец был при дворе династии Великих Моголов на Севере Индии, где он ассимилировал элементы персидской культуры.

Со временем катхак распался на три стилевые школы, названные по местам их возникновения – Лакнау, Бенарес и Джайпур.

В самом сердце этого священного танца лежит акцент на ритмичное движение ног с Ghungroo – мелкими бубенчиками.

История в танце рассказывается через аспект Нритья. Вращения, работа ног, движения рук и выражения лица (абхинайя) образуют тип "бессловесной речи", которую танцор использует для передачи множества эмоций, от любви и преданности до радости и печали.

Танцор катхака исполняет священный танец. ( артем  / Adobe Stock)
Танцор катхака исполняет священный танец. ( артем / Adobe Stock)

Священный танец №4: Кучипуди

Происхождение Кучипуди похоже на происхождение Катхака, поскольку изначально он развивался как религиозное искусство, связанное с путешествующими музыкантами, которые переходили из храма в храм. Происходит он из округа Кришна, который сегодня является Андхра-Прадешем.

Традиционно исполнителями этого священного танца были мужчины и, как правило, брахманы. Брахман играл роли как мужчин, так и женщин, одеваясь соответствующим образом.

Танцовщица Кучипуди. en.wikipedia.org
Танцовщица Кучипуди. en.wikipedia.org

Священный танец в основном начинался как кришнаитская традиция вайшнавизма и главным образом тесно связан с исполнительским искусством Бхагавата Мела в Тамил Наду.

Танец делится на две отдельные части: чистый танец -  нритта,  и выражение -  нритья. Как и катхак, танец использует ритмичные жесты для создания своего рода языка жестов, в сопровождении вокалистов и музыкантов, играющих карнатическую музыку.

Сегодня эту форма танца исполняют вне зависимости от пола и каст — как мужчины, так и женщины.

Священный танец №5: Одисси

Этот танец происходит из индуистских храмов восточного прибрежного штата Одиша. В отличие от вышеперечисленных танцев, исторически он исполнялся женщинами и использовался для выражения религиозных историй и духовных идей, связанных с вайшнавизмом, а также с другими индуистскими богами, такими как Шива, Сурья и различными богинями.

Священный танец Одисси используется для выражения религиозных историй и духовных идей, связанных с вайшнавизмом. Фото: en.wikipedia.org
Священный танец Одисси используется для выражения религиозных историй и духовных идей, связанных с вайшнавизмом. Фото: en.wikipedia.org

Подобно Катхакали, Одисси представляет собой смесь драмы и танца, где музыканты и танцоры разыгрывают мифическую историю, духовное послание или религиозную поэму, взятую из индуистских текстов. Танцоры Одисси воплощают различных персонажей, часто изображая эпизоды из мифологии, особенно фокусируясь на божественной любви между Радхой и  Кришной.

Стиль танца характеризуется его изящной стойкой Трибханги, где тело принимает изящные позы с тремя изгибами, добавляя движениям лирические качества.

В сопровождении волнующих душу мелодий традиционной музыки Одисси, включая «Мардала» и «Манджира», танец переносит зрителей в божественные миры.

Движения сопровождаются особыми жестами рук, известными как «Мудры».

Танцевальная поза Одисси. Фото: en.wikipedia.org
Танцевальная поза Одисси. Фото: en.wikipedia.org

Священный танец №6: Сатрия

Саттрия часто приписывается одному ученому и святому движения Бхакти 15-го века, Шримате Шанкардеву. Это классическое танцевально-драматическое исполнительское искусство связано с ашрамами в Ассаме и поклонении Кришне.

en.wikipedia.org
en.wikipedia.org

Зародившись в XV веке, саттрия исполнялась в священных стенах саттр - вайшнавских монастырей. Первоначально исполнявшийся исключительно монахами-мужчинами, танец искусно передавал истории из жизни Господа Кришны, сосредотачиваясь на его божественной игре и любви. Со временем саттрия вышла за рамки монастырей, превратившись в знаменитый классический танец, открытый для всех.

Представления обычно проходят в форме одноактных пьес под названием  Ankiya Nat, в которых эстетика и религия сочетаются посредством смеси баллады, танца и драмы. В середине 20-го века Саттрия получила официальное признание как классический танец, завоевав признание и внимание более широкой аудитории.

Священный танец №7: Манипури

Манипури (или как его иногда называют -Джагои), получил свое название от региона своего рождения — Манипура — северо-восточного штата Индии, граничащего с Мьянмой.

Манипури берет свое начало в вайшнавском культе Радхи и Кришны и в первую очередь посвящен изображению небесных историй любви этой божественной пары.

Танец Манипури. Фото: upload.wikimedia.or
Танец Манипури. Фото: upload.wikimedia.or

Танец характеризуется грациозными, плавными движениями, которые созвучны изящному покачиванию пышных ландшафтов этого региона.

Отличительные черты Манипури включают использование Рас Лила, стилизованного группового танца, при этом исполнители носят традиционные, яркие костюмы (Кумил), украшенные сложной вышивкой.

Священный танец №8: Мохиниаттам

Другой, более выразительный танец, Мохиниаттам, впервые появился в штате Керала и получил свое название от богини Мохини. В индуистской мифологии Мохини была женским аватаром Вишну. Она использовала свои женские чары, чтобы помочь богам победить в битве с демонами.

ndiaartreview.com
ndiaartreview.com

Мохиниаттам следует стилю Ласья, изложенному в Натьяшастре. Это означает, что это изящный танец, состоящий из мягких движений, которые считаются особенно женственными. Неудивительно, если учесть его происхождение, что танец обычно исполняется одной женщиной, которая тренируется годами, чтобы быть способной в совершенстве вызывать Sringara Rasa - чувство любви и красоты.

Движения танцора синхронизированы с медленной музыкой. Вокалист декламирует песни, которые обычно представляют собой гибрид малаялама и санскрита, называемый  Маниправала.

Мохиниаттам, возможно, самый интимный и волнующий душу из всех традиционных индуистских танцев. Мохиниаттам разворачивается как поэтическая симфония, очаровывая зрителей своей эмоциональной грацией. Выразительные глаза и тонкая улыбка танцора подчеркивают повествование, очаровывая публику каждым жестом и движением.

Три ритуальных танца фестиваля Майсура

Каждый год в Мисуру, городе в штате Карнатака, Индия, проходит грандиозный и красочный фестиваль под названием Мисуру Дасара  или просто Дасара. Это десятидневный фестиваль, который отмечается с большой помпой и пылом. Одной из самых больших достопримечательностей фестиваля являются три ритуальных танца:

Нанди Дваджа

Фото: google.com
Фото: google.com

Это ритуальный танец, посвященный  Господу Шиве. Во время представления используется специально изготовленный бамбуковый шест, называемый  Нандикамбха или колу. Вес шеста может достигать 120 кг. Представление начинается с подбрасывания и ловли шеста, при этом взгляд танцора всегда сосредоточен на кончике шеста.

По мере развития танца темп музыки увеличивается, и представление достигает кульминации в энергичном встряхивании шеста.

Бису Камсале

Это народный танец, посвященный Господу Махадешваре. Он требует высокого уровня физической силы, ритмической точности и острого чувства ритма.

Бису Камсале в основном исполняется мужчинами. Танец включает использование Камсале - особых металлических тарелочек, прикрепленных к рукам танцора. Танцоры создают ритмические узоры, ударяя тарелками друг о друга, сопровождая это энергичными движениями и работой ног.

Фото: Flickr
Фото: Flickr

Пудже Кунита

Это народный танец, посвященный богине Шакти. В танце особое место занимает квадратная бамбуковая рама, называемая пудже, в которой размещено изображение богини в центре. 

Фото: google.com
Фото: google.com

Пуджари (мужчина-священник) исполняет этот танец во время религиозных праздников. Пуджа Кунита характеризуется яркими движениями, красочными костюмами и служит выражением преданности божественному женскому началу.

Читайте также:

Наш Телеграм-канал:

Индия Свами