Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Замороженные и размороженные

Из жизни наивных, доверчивых и безнадёжно финансово неграмотных граждан. Пора учиться.

Историй о финансовых мошенниках, умеющих втереться в доверие к гражданам, после чего обкрадывающих их, наверное, сотни и сотни тысяч уже случилось и редкий какой день, когда о них не пишется в СМИ или в блогосфере. Вроде бы так много о финансовых жуликах сообщается, что у людей должна бы уже выработаться единственно правильная реакция на телефонные звонки от неизвестных лиц, начинающих беспокоиться о наших с вами банковских сбережениях, - надо игнорировать такие звонки, не втягиваясь в разговоры с навязчивыми собеседниками. Но то ли невозможно выучиться на чужом опыте, то ли столь хитроумны «социальные инженеры», обволакивающие нас «заботой» о сохранении наших с вами денег – трудно сказать, всякий раз различные причины нашей доверчивости отыщутся, и потому не уменьшается число людей, попадающих в сети к жуликам.

Как они действуют? Расскажу для примера о двух недавних случаях, которые со мной приключились.

История первая. Получаю в соцсети письмо от хорошо знакомого мне человека, с кем вместе не первый год в одной общественной организации работаем. И руководитель этой общественной организации мне пишет, сообщая, что сотрудники ФСБ проводят проверку нашей организации, поскольку один из наших товарищей по общественной работе будто бы перечислял деньги на некую структуру, финансирующую бандеровцев Украины. После чего руководитель просит меня ответить на вопросы сотрудников службы безопасности, когда мне позвонят из ФСБ. Я в ответном послании (мы переписываемся с «руководителем» общественной организации) отвечаю, что, конечно же, готов помочь следствию и расскажу, что знаю.

Через какое-то время мне звонит «следователь». Представляется. Говорит, что я беседую с капитаном таким-то. Сообщает, что мои координаторы получил от руководителя нашей общественной организации, которая рекомендовала меня как человека, которому можно доверять и который не разгласит «тайну следствия». И строго предупреждает меня, что разговор сугубо конфиденциальный, а потому о нём никто не должен знать, чтобы не было утечки информации. Обещаю это «капитану ФСБ».

«Сотрудник спецслужбы» объясняет, что изучает факт подозрительного денежного перевода от одного из членов нашей организации на Украину, на банковский счёт лиц, связанных с террористами. На меня буквально сыплется поток вопросов. Сначала они касаются моих персональных данных (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания), потом пошли вопросы о моих профессиональных интересах (чем занимаюсь?). Я отвечаю не на все вопросы, отвечаю односложно. Потом «следователь» спрашивает меня: что я могу пояснить по сути вопроса, касающегося денежного перевода террористам, сделанного нашим коллегой по общественной организации. Фамилии последнего он не называет, а на моё уточнение – о ком речь идёт? - перекидывается сразу на другую тему, спрашивая меня: не перечислял ли я сам деньги неизвестным лицам? Отвечаю, что нет.

И ещё после пары вопросов, заданных мне, говорю анониму, что разговаривать дальше с ним не буду, потому как мне не известно с кем беседую, а если нужно помочь следствию (от чего не отказываюсь), то «сотрудник ФСБ» должен предъявить мне своё удостоверение, для этого официально (письменно) пригласив к себе в кабинет для разговора. Прозвучавший ответ окончательно убедил меня в том, что общаюсь с мошенником (а я это уже понял), «сотрудник ФСБ» недоумённо спросил меня: «Вы что, не верите мне?».

На этом я прекратил нашу с ним телефонную беседу, понятно куда заманивавшую меня. Сразу же связался с нашей руководительницей и узнал, что у неё взломали аккаунт в соцсети и от её имени подобные разговоры, как со мной, уже проведены были с несколькими членами нашей общественной организации, некоторые из которых были подведены к теме об их банковских картах. Благо никто не попался на удочку. Но сеть мошенническая широко раскинута была.

Вторая история, совсем свежая. Звонит мне работник поликлиники (мужчина) и напоминает, что мне нужно пройти диспансеризацию. Говорю: хорошо, подойду в поликлинику. Он предлагает записать меня на конкретное число. Называю дату. Далее он просит сообщить ему номера - полиса, паспорта и почему-то ИНН. Сообразив, с кем беседую (с каким «медбратом»), отвечаю собеседнику, что такие данные имеются в поликлинике, а если нужно, то приду в поликлинику с документами. И выхожу из разговора. В поликлинику я сходил для проверки, узнав, что никто с такими звонками не обращается к пациентам, а все необходимые сведения о лицах, приписанных к поликлинике, находятся в её базе данных.

Кстати, потом, прокручивая в голове те две беседы - и с «капитаном ФСБ», и с «медработником» - припомнил, что оба они говорили с южным (украинским) гэканьем.

Это неудачная для мошенников финансовая разводка была. А вот пример удачной. Женщине пенсионного возраста, прежде работавшей в школе, пришла информация в мессенджере от «директора школы», что сотрудники ФСБ осуществляют проверку по незаконным финансовым операциям и с этой целью проводят собеседования с членами педколлектива и ей, мол, тоже позвонят. Потому когда бывшей учительнице позвонили, то она легко пошла на доверительный контакт.

Позвонивший ей «сотрудник», предупредил о необходимости держать содержание разговора в тайне, ошеломив её известием о том, что некий злоумышленник оформил на неё кредит и чтобы «спасти» её деньги, нужно срочно совершить ряд финансовых операций. Каких именно, то ей скажет «сотрудник ФСБ». После чего женщину передали в руки «следователя с Лубянки». И закрутилось. Её так запугали и задурили голову, что бывшая учительница, «спасая» свои деньги, поддалась на уговоры взять кредит в банке. Эти деньги должны были быть помечены в ФСБ, чтобы затем можно было взять на «живца» мошенников, когда те будут снимать деньги в банкомате.

Пенсионерке совсем запудрили мозги. Деньги с её банковского счёта шли якобы на финансирование террористов и если б такая проводка была осуществлена, то она автоматически стала бы пособницей террористов. А это уже статья уголовного кодекса о государственной измене. Потому перепуганная насмерть стала активно сотрудничать с «ФСБ». И действуя по подсказкам жуликов (а это, разумеется, были они) бывшая учительница собрала наличных денег столько сколько ей сказали (это и в кредит взятые деньги и у родственников-знакомых она назанимала), чтобы потом положить на «надёжный» банковский счёт, который «сотрудники ФСБ» на неё оформили. В общем, дальше можно не продолжать и так всё ясно. С «надёжного счёта» деньги испарились. Женщина запуталась, в панике натворив бед. А когда пелена с глаз у неё спала и она обратилась за защитой в МВД, было уже поздно искать следы мошенников. В результате она потеряла почти полтора миллиона, оставшись с повешенным на неё кредитом и набранными долгами, которые тоже возвращать надо. Слёзы, истерика, отчаяние. Но ничего не вернёшь назад.

И попадаются на подобные мошеннические уловки отнюдь не только финансово неграмотные пенсионеры. Буквально на днях прошла новость о том, что мошенники выманили у бывшего начальника УФСБ по Москве и области, а также бывшего начальника управления главных программ президента России Александра Царенко полтора миллиона рублей, предложив ему вроде бы невинное дело - обновить статью о нём на Википедии. Чтобы сделать это, его убедили в необходимости скачать некую специальную программу себе на телефон, что он послушно сделал, в результате чего с его счёта исчезли 1 480 000 рублей. Разумеется, он обратился в полицию, возбуждено дело о краже в особо крупном размере. Но будет ли толк – большой вопрос.

Подобных историй - воз и маленькая тележка. И хотя нет надежды, что прочитавшие мою статью станут благоразумнее в своих действиях, когда речь заходит о распоряжении людьми собственными деньгами, но всё же лучше читать о чужих бедах (может и на пользу кому пойдёт), чем оказаться жертвами финансовых мошенников. Тут полезно будет сказать, что в России действует Ассоциация развития финансовой грамотности, участники которой как раз и занимаются тем, что формируют волонтёрскую среду, работающую в образовательной нише, связанной с финансовой самозащитой граждан. Есть смысл сотрудничать с её активистами, работающими в регионах России.

Почему полезно? А вот он ответ: только в прошлом году мошенникам удалось осуществить около 1,2 миллионов успешных операций, украв у доверчивых и безалаберных граждан (уж, извините за такой эпитет) 15,8 миллиарда рублей. Привожу данные Банка России з 2023 год. Причём фиксируется рост по отношению к позапрошлому году на 33%. Генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов считает, что увеличение количества успешных мошеннических операций может быть связано с тем, что действия преступников становятся более адресными. И ведь это так, жулики сначала изучают свои жертвы, собирая о нас с вами информацию личного характера, а уже потом только выходят на нас, готовые к разговору с нами. Информацию чаще всего собирают из открытых источников, да мы и сами любим в соцсетях рассказывать о себе и близких нам людях.

Банкиры, кстати, тоже страдают от нашей доверчивости. Они сначала выдают кредиты гражданам, запутавшимся в мошеннических тенётах (действующим по инструкциям финансовых мошенников), а потом, естественно, стараются каким-то образом вернуть заёмные деньги. Чтобы защитить граждан от мошенников разработан механизм такой защиты, он уже работает. Суть его в двухдневной заморозке банком подозрительных переводов. За это время - прямо скажем, время возвращения людей в сознание - у клиента банка есть ровно двое суток, чтобы обсудить с родными и близкими людьми свои финансовые приключения с вдруг из ниоткуда возникшими «сотрудниками» МВД, ФСБ, следственных органов, наперегонки желающих «спасти» наши с вами деньги.

За два «дня тишины» пришедший в сознание клиент сможет отменить транзакции. Будет проведена проверка по базе регулятора и в неё внесут счёт мошенника. А если какой-то конкретный банк проигнорирует норму двухдневной заморозки подозрительных переводов, то он сам себя и накажет. Ему придётся вернуть деньги потерпевшему лицу. Хороший закон. В прошлом году пострадавшим от киберпреступников кредитные организации вернули 1,38 млрд рублей. Доля возврата увеличилась вдвое, по сравнению с 2022 годом. Это, конечно, замечательно, но имейте в виду, что спасённая для людей сумма составляет всего лишь 8,7% от украденных у них средств. Мизер. Потому бдительность и ещё раз бдительность. Ищите в регионах соратников Ассоциации развития финансовой грамотности. Они помогут вам.

Анатолий Цыганков