К слову, у Понса Гийома и его жены Амольдис де Ла Марш, был также дочь и еще один сын, Гуго, которого направили по церковной стезе, удивительно, но он был всего лишь каноником.
Жизнь же самой Амольдис, матери Раймунда, достойна целого романа: она трижды была замужем, с первым мужем (Гуго VI Лузиньяном, по прозвищу Дьявол) разведена по причине опять же кровного родства, у второго (как раз Понса Гийома Тулузского) ее самым нахальным образом, просто украл Рамон Беренгер, граф Барселоны и тут же на ней женился (Амольдис вроде была даже не против). Действующий Римский Папа Виктор II, пришел в ужас, это уже ни в какие ворота не лезло, ведь и у Рамона Беренгера жена тоже была еще жива. Но каким-то «волшебным» образом, понтифика уговорили и даже дети Амольдис и ее третьего нежданного мужа были признаны законными.
От всех трех браков у нее были дети, двое от первого, четверо от второго и пять от третьего. Амольдис была настолько удивительной женщиной, что она смогла сохранить приличные отношения не только с детьми от первых двух браков, но еще и с обоими бывшими мужьями. Увы, в 1071 году, Амольдис была злодейски убита своим пасынком Педро Рамоном, сыном третьего мужа, который убоялся потерять отцовское наследство в пользу сыновей Амольдис. «Прекрасный» способ решить проблему – Педро Рамон был изгнан, лишен наследства и в порядке церковного наказания отправлен Папой Григорием VII воевать с мусульманами на Пиренеи, где андалузцы его благополучно и прибили через два года.
В общем, ни муж Филиппы, ни ее потомки вплоть до Ричарда Львиное Сердце, об этих правах на Тулузу забывать не хотели, что привело к ряду конфликтов. Хм, если бы король Франции Людовик VII был терпеливей (или наоборот, обладал большим темпераментом) и дождался бы сына от Алиеноры Аквитанской, то короли Франции имели бы железный повод сожрать Раймундидов без всяких там катаров, и скорее всего, так бы и сделали – о таких правах Капетинги старались никогда не забывать.
Но сейчас пока не о споре за графство, а о детях Раймунда IV. Сам он, живо откликается на призыв Римского Папы Урбана II и собирается в Крестовый поход, легкомысленно оставляя свои земли, как будто, так и надо, невзирая на спорность прав и в Провансе, и в Тулузе, сыну Бертрану. Вообще, Раймунд IV один из самых значительных лидеров крестоносцев, вот только постоянно недооцениваемый.
Еще до похода он, овдовев (об обстоятельствах смерти его безымянной первой жены ничего не известно) женился повторно, на Матильде де Отвиль, дочери норманна Рожера, графа Сицилии и основателе будущего королевства Сицилии (пригодился его отказ воевать против норманнов за Папу), но Матильда вскоре умерла. Раймунд выгодно женился в третий раз, существенно поправив приданным свои дела, причем его избранницей теперь стала Эльвира Кастильская, бастард короля Кастилии Альфонсо VI. Супруга и сопровождала его в Крестовый поход, в течении которого, через несколько лет подарила мужу сына, названного в честь деда-короля, Альфонсом и Иорданом, так как был крещен в этой реке.
Раймунд не хотел быть просто «одним из», ему нужно было свое собственное место под палящим солнцем Святой земли. В 1101-1102 годах, он создает на побережье (между Иерусалимским королевством и княжеством Антиохия) графство Триполи, но сам город Триполи взять не смог и скончался, видимо, от ранений в 1105 году. Раймунд IV оставил любопытное завещание: графство Триполи он оставлял старшему сыну Бертрану, а окситанские владения – маленькому Альфонсу. И опять неразрешенный до конца вопрос: Раймунд поступил так, полагая, что младшему сыну не справиться на Востоке или желал избежать трудностей, связанных с не совсем каноничным происхождением старшего сына?
Эльвира Кастильская и ее сын благополучно возвращаются в Тулузу, и что удивительно, Бертран не стал юлить, по воле ли отца, или согласно собственным убеждениям, он рьяно собирается в Триполи и отдает Тулузу, Прованс и прочее на континенте младшему брату, назначив ему советников. (Дальнейшая судьба Эльвиры не совсем ясно, по-видимому, она вернулась в Кастилию). На Востоке Бертран вступает в противоборство с Гийомом Серданским, своим двоюродным братом (сыном Санчи, дочери Амольдис от третьего брака) и в итоге устанавливает власть династии Раймундидов в Триполи до 1187 года, пока не умер бездетным Раймунд III, правнук Бертрана.
А Альфонс Иордан продолжал править в Тулузе, только вот Прованс пришлось всё-таки разделить с Барселонским домом, его глава Рамон Беренгер III (уточню – внук упоминаемой выше Амольдис), заявил на это графство претензии по праву своей жены Дульсы и эти, права, были, пожалуй, покрепче прав Раймундидов, так как Дульса точно была потомком графа Прованса Жоффруа I. По итогу первого этапа длительного конфликта, называемого Провансальскими войнами, графство было разделено на маркизат, оставшийся в руках Раймундидов и, собственно, большую часть – графство завоеванное куда более везучим Барселонским домом.
Продолжение следует...
*****
Поддержать автора подпиской на Boosty: https://boosty.to/nigmechta
Прямая поддержка автора: 2202 2053 7037 8017