Найти в Дзене
Хобби, линукс и другое

Заметки о моллюсках: Розовый волк - тоже улитка, но очень непривычная для сознания

Традиция рисует нам наземных улиток, как мирных вегетарианцев, медленно ползущих в поисках пищи. Медлительность улиток вошла и в фольклор, где они «соревнуются» за первое место с черепахами. Хотя, если честно, далеко не все улитки столь неторопливы. Но и названия, вроде «виноградная» или «кустарниковая», тоже о чём то говорят.
Но среди мировой фауны наземных моллюсков есть и хищники. Они есть практически на всех континентах, но никто не приобрёл такой славы, как флоридская улитка Розовый волк. Улитку Розовый волк – Euglandina rosea (Ferrusac ,1818) у себя на родине также называют розовой хищной улиткой или улиткой-каннибалом. Она имеет высокую стройную раковину до 10 см длиной и 2 см шириной, довольно толстостенную, и окрашенную в розовый цвет, хотя и слегка просвечивающуюся. Тело у неё серо-розового цвета, а голова имеет не четыре щупальца, а шесть, из которых эти два дополнительные (являющиеся не настоящими щупальцами, а раздвоенной, сильно удлинённой губой) выполняют ту

Традиция рисует нам наземных улиток, как мирных вегетарианцев, медленно ползущих в поисках пищи. Медлительность улиток вошла и в фольклор, где они «соревнуются» за первое место с черепахами. Хотя, если честно, далеко не все улитки столь неторопливы. Но и названия, вроде «виноградная» или «кустарниковая», тоже о чём то говорят.

Но среди мировой фауны наземных моллюсков есть и хищники. Они есть практически на всех континентах, но никто не приобрёл такой славы, как флоридская улитка Розовый волк. Улитку Розовый волк –
Euglandina rosea (Ferrusac ,1818) у себя на родине также называют розовой хищной улиткой или улиткой-каннибалом. Она имеет высокую стройную раковину до 10 см длиной и 2 см шириной, довольно толстостенную, и окрашенную в розовый цвет, хотя и слегка просвечивающуюся. Тело у неё серо-розового цвета, а голова имеет не четыре щупальца, а шесть, из которых эти два дополнительные (являющиеся не настоящими щупальцами, а раздвоенной, сильно удлинённой губой) выполняют ту же роль, что и нос у волка или собаки. С их помощью они улавливают запах улиток в оставленной ими при движении слизи и легко их догоняют. В среднем, скорость движения Euglandina rosea в 2-3 раза выше, чем у её потенциальных жертв. Где-то я читал, что до 8 мм в секунду - совсем неплохо. А питается она другими улитками, слизнями, и своими собратьями – розовыми волками (не зря же её прозвали улитка-каннибал!). При этом мелких улиток она поедает целиком, обеспечивая себя таким образом столь необходимым кальцием, а крупных, благодаря узкому телу, благополучно выедает из раковин. В погоне за жертвой Euglandina rosea способна взбираться на деревья и даже преодолевать под водой небольшие ручьи. Писали, что в воде она нападала на лёгочных моллюсков.

фотоwww.jaxshells.org
фотоwww.jaxshells.org


Встретить эту улитку можно в лиственных лесах, в садах и на обочинах дорог, особенно после дождя и в вечернее время. Обычно днём они прячутся под листовой подстилкой или в укрытиях, а активную жизнь начинают к ночи.

Так бы и жила эта улитка на Юго-Востоке Северной Америки, если бы не ещё один моллюск – печально известная
Achatina fulica . О её кругосветном путешествии хорошо написано у Рудольфа Буруковского, так что повторять особенно не буду. Скажу только, что уже несколько десятилетий Achatina fulica является настоящим бедствием для фермеров тёплых стран. Для борьбы с ней было испробовано множество способов, в том числе и с помощью хищных улиток. У себя на родине, в Африке, естественным врагом ахатин является небольшая улитка Gonaxis kibweziensis , но, почему-то, в других странах от неё не было эффекта, и поэтому решили использовать Розового волка.



В экспериментальных условиях Розовый волк легко справлялся с ахатинами. И посчитался идеальным биологическим ограничителем их численности. С этой целью в 1970-х годах их завезли в Полинезию (на Марианские и Гавайские острова). Однако на практике оказалось, что Розовый волк предпочёл не гоняться за крупными ахатинами, а поедать мелких местных моллюсков. В результате, и без того не очень обширная, но очень эндемичная фауна моллюсков тихоокеанских островов начала стремительно сокращаться. Все эти Achatinella ,Portula и прочие, не имели таких врагов ранее и оказались просто беспомощными.

фотоwww.jaxshells.org
фотоwww.jaxshells.org


На сегодняшний день
Euglandina rosea обитает в Полинезии, Меланезии, Папуа-Новой Гвинее, Японии, Гонконге, Тайване, Мадагаскаре, Сейшельских островах, Индии, Шри Ланке, Андаманских островах, а также на островах вблизи родной Флориды – Багамских и Бермудских.

Нет строгих научных доказательств эффективности
Euglandina rosea для борьбы с ахатиной, но есть множество редких, находящихся на грани исчезновения, эндемичных моллюсков, ставших такими не без помощи Розового волка. Хорошо ещё, что они не столь плодовиты – всего 25-40 яиц в год (при продолжительности жизни около 2 лет), а с учётом выживаемости…

Наука
7 млн интересуются