В ближайшем будущем термин "дальний воздушный бой" обретет новое значение, поскольку как в Европе, так и в Америке появляются ракеты воздух-воздух с невероятной дальностью. Ранее в этом сегменте бесспорными лидерами были наши Воздушно-космические силы, но теперь США намерены занять наше место с запуском своей ракеты SM-6.
Давайте начнём с того, что российские Воздушно-космические силы длительное время удерживали безоговорочное лидерство в воздушных боях на больших дистанциях. Именно на этом основе строилась наша стратегия для поддержания паритета с Военно-воздушными силами США, которые недавно опубликовали фото истребителя F-18 с установленными системами SM-6. По сути, из морской зенитной управляемой ракеты они сделали дальнобойный перехватчик, способный поражать цели на расстоянии свыше 300 километров. Этот шаг серьёзно угрожает нашей авиации, так как разница в дальности поражения теперь значительно сокращена. Да, наша ракета Р-37М всё ещё способна сохранять паритет и имеет максимальную дальность до 400 километров, но точное поражение малозаметных целей, таких как истребители, на таких дистанциях маловероятно. Большинство специалистов согласны, что эффективная дальность составляет примерно 300-320 километров. В условиях, когда противник имеет численное превосходство в авиации, важно избежать паритета, чтобы сохранить преимущество и запас на будущее для ВКС. Решением этой проблемы может стать ракета "воздух-воздух" сверхдальнего радиуса действия КС-172.
Итак, что же это за ракета такая?
Если кратко, то это практически повтор американской технологии, но её концепция родилась ещё 30 лет назад. В середине 90-х годов из ракеты комплекса С-300В, известной как ЗУР 9М83, решили создать полноценную авиационную ракету, обладающую невероятными возможностями для того времени и даже для сегодняшнего дня. Одним из ключевых факторов является её дальность - уже тогда она достигала внушительных 400 километров. Кроме того, у неё была продвинутая головка самонаведения 9Б1103М, аналогичная той, что использовалась на Р-37, что позволяло захватывать цели на больших расстояниях. Скорость полёта КС-172 также впечатляет - она гиперзвуковая и превышает 5000 км/ч, и в пике может быть ещё выше. Это означает, что от момента запуска до удара по цели проходит всего 5 минут, что делает её почти неуязвимой. Но возникает закономерный вопрос - почему эта ракета не пошла в серийное производство? Тогда было множество причин.
Во-первых, в 90-е годы у нас уже была Р-37, и финансировать сразу две мощные и дорогие ракеты было невозможно. Во-вторых, не было технологий для обнаружения целей на таких больших расстояниях. И в-третьих, ракета предназначалась для экспорта, но, вероятно, её разработка была подавлена режимом контроля за ракетными технологиями. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и наши воздушно-космические силы остро нуждаются в дальнобойной ракете, способной восстановить технологический паритет. Причём, скорее всего, КС-172 вернётся в модернизированном виде - за последние годы в ракетной технике произошли значимые изменения, которые могут улучшить её характеристики.
Более того, возможна полная переработка ракеты. Например, вместо использования компонентов от "9М83" можно взять что-нибудь более современное и дальнобойное. На ум приходит несколько вариантов, и основным из них является ЗУР семейства "40Н6". Не секрет, что этот перехватчик— самый совершенный в системе С-400 и способен поражать цели на расстоянии до 400 километров. При полной переработке, воздушном запуске и некоторых других доработках, можно создать ракету типа "воздух-воздух", способную преодолеть до 500 километров или больше. Единственный вопрос —это обнаружение целей. Здесь уже возможны разные подходы.
Во-первых, можно использовать американскую схему с самолётами ДРЛОиУ, например, А-50У или в идеальном случае А-100, которые занимаются поиском и предоставлением целеуказания, а истребители на основании этих данных выполняют запуск перспективной ракеты. Второй, более приземлённый вариант, предполагает использование Су-57. У него на борту есть мощная и продвинутая БРЛС "Белка," которая способна обнаружить летающие радары западного производства на расстоянии около 500 километров. Эти цели не слишком хорошо скрыты, и Су-57 сможет их уничтожить на максимальной дистанции. Далее развивается стандартный сценарий, где преимущество явно остаётся за ВКС.
В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ:
В заключение хотелось бы отметить, что длительное невведение КС-172 объясняется стремлением иметь такой продукт на всякий случай — в 90-е годы он был явно избыточным, а технических возможностей для обнаружения на таких дистанциях тогдашние ВВС просто не имели. Зато ракета Р-37 идеально подходила. Более того, если бы у нас в то время появилась такая ракета на вооружении истребителей, американцы бы уже тогда отреагировали, что в те нелёгкие для страны годы неминуемо вызвало бы серьёзное отставание.