Найти тему
ВПЕРЁД, ОТЕЧЕСТВО!

Су-57 быть! Хотя бы потому, что инженеры и конструкторы России решили вернуть подзабытую ракету КС-172

Оглавление

В ближайшем будущем термин "дальний воздушный бой" обретет новое значение, поскольку как в Европе, так и в Америке появляются ракеты воздух-воздух с невероятной дальностью. Ранее в этом сегменте бесспорными лидерами были наши Воздушно-космические силы, но теперь США намерены занять наше место с запуском своей ракеты SM-6.

Фото истребителя F-18 с установленными системами SM-6. Фото для иллюстрации. Источник: aeros808.
Фото истребителя F-18 с установленными системами SM-6. Фото для иллюстрации. Источник: aeros808.

Давайте начнём с того, что российские Воздушно-космические силы длительное время удерживали безоговорочное лидерство в воздушных боях на больших дистанциях. Именно на этом основе строилась наша стратегия для поддержания паритета с Военно-воздушными силами США, которые недавно опубликовали фото истребителя F-18 с установленными системами SM-6. По сути, из морской зенитной управляемой ракеты они сделали дальнобойный перехватчик, способный поражать цели на расстоянии свыше 300 километров. Этот шаг серьёзно угрожает нашей авиации, так как разница в дальности поражения теперь значительно сокращена. Да, наша ракета Р-37М всё ещё способна сохранять паритет и имеет максимальную дальность до 400 километров, но точное поражение малозаметных целей, таких как истребители, на таких дистанциях маловероятно. Большинство специалистов согласны, что эффективная дальность составляет примерно 300-320 километров. В условиях, когда противник имеет численное превосходство в авиации, важно избежать паритета, чтобы сохранить преимущество и запас на будущее для ВКС. Решением этой проблемы может стать ракета "воздух-воздух" сверхдальнего радиуса действия КС-172.

Самый современный вариант ракеты КС-172. Фото для иллюстрации. Автор: А.В. Карпенко.
Самый современный вариант ракеты КС-172. Фото для иллюстрации. Автор: А.В. Карпенко.

Итак, что же это за ракета такая?

Если кратко, то это практически повтор американской технологии, но её концепция родилась ещё 30 лет назад. В середине 90-х годов из ракеты комплекса С-300В, известной как ЗУР 9М83, решили создать полноценную авиационную ракету, обладающую невероятными возможностями для того времени и даже для сегодняшнего дня. Одним из ключевых факторов является её дальность - уже тогда она достигала внушительных 400 километров. Кроме того, у неё была продвинутая головка самонаведения 9Б1103М, аналогичная той, что использовалась на Р-37, что позволяло захватывать цели на больших расстояниях. Скорость полёта КС-172 также впечатляет - она гиперзвуковая и превышает 5000 км/ч, и в пике может быть ещё выше. Это означает, что от момента запуска до удара по цели проходит всего 5 минут, что делает её почти неуязвимой. Но возникает закономерный вопрос - почему эта ракета не пошла в серийное производство? Тогда было множество причин.

Ракета КС-172, представленный в 90-е годы. Фото для иллюстрации из открытых источников.
Ракета КС-172, представленный в 90-е годы. Фото для иллюстрации из открытых источников.

Во-первых, в 90-е годы у нас уже была Р-37, и финансировать сразу две мощные и дорогие ракеты было невозможно. Во-вторых, не было технологий для обнаружения целей на таких больших расстояниях. И в-третьих, ракета предназначалась для экспорта, но, вероятно, её разработка была подавлена режимом контроля за ракетными технологиями. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и наши воздушно-космические силы остро нуждаются в дальнобойной ракете, способной восстановить технологический паритет. Причём, скорее всего, КС-172 вернётся в модернизированном виде - за последние годы в ракетной технике произошли значимые изменения, которые могут улучшить её характеристики.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Более того, возможна полная переработка ракеты. Например, вместо использования компонентов от "9М83" можно взять что-нибудь более современное и дальнобойное. На ум приходит несколько вариантов, и основным из них является ЗУР семейства "40Н6". Не секрет, что этот перехватчик— самый совершенный в системе С-400 и способен поражать цели на расстоянии до 400 километров. При полной переработке, воздушном запуске и некоторых других доработках, можно создать ракету типа "воздух-воздух", способную преодолеть до 500 километров или больше. Единственный вопрос —это обнаружение целей. Здесь уже возможны разные подходы.

Взлёт истребителя Су-57. Фото для иллюстрации. Автор: Виталий Кузьмин.
Взлёт истребителя Су-57. Фото для иллюстрации. Автор: Виталий Кузьмин.

Во-первых, можно использовать американскую схему с самолётами ДРЛОиУ, например, А-50У или в идеальном случае А-100, которые занимаются поиском и предоставлением целеуказания, а истребители на основании этих данных выполняют запуск перспективной ракеты. Второй, более приземлённый вариант, предполагает использование Су-57. У него на борту есть мощная и продвинутая БРЛС "Белка," которая способна обнаружить летающие радары западного производства на расстоянии около 500 километров. Эти цели не слишком хорошо скрыты, и Су-57 сможет их уничтожить на максимальной дистанции. Далее развивается стандартный сценарий, где преимущество явно остаётся за ВКС.

В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ:

В заключение хотелось бы отметить, что длительное невведение КС-172 объясняется стремлением иметь такой продукт на всякий случай — в 90-е годы он был явно избыточным, а технических возможностей для обнаружения на таких дистанциях тогдашние ВВС просто не имели. Зато ракета Р-37 идеально подходила. Более того, если бы у нас в то время появилась такая ракета на вооружении истребителей, американцы бы уже тогда отреагировали, что в те нелёгкие для страны годы неминуемо вызвало бы серьёзное отставание.

А вот эти статьи, – я вам рекомендую прочитать:

Хотелось конечно, чтобы вы подписались на мой канал и поставили лайк. Ведь после подписки, в вашей ленте новые материалы канала – не теряются!