Вопреки общепринятому мнению о полном отсутствии беспилотных воздушных средств MALE класса в составе ВКС, такие аппараты действительно имеются и активно используются. Наиболее яркий пример - это "Орион", недавно продемонстрировавший свои возможности в боевых условиях. В этом материале мы рассмотрим, что это за беспилотник, чем он так примечателен и почему его количество остаётся относительно небольшим.
Начать хочется не с самого «Ориона», а с его категории. Этот класс называется MALE, что расшифровывается, как Medium Altitude Long Endurance, что по-русски означает средневысотный беспилотник продолжительного действия. В западных странах на эту концепцию обратили внимание ещё в 90-е годы, достигнув апогея к началу 2000-х. В России тоже предпринимали попытки развивать эту идею, но с переменным успехом. Однако, исключением является наш главный объект обсуждения. Западные достижения и частое использование таких беспилотников в конфликтах на Ближнем Востоке, а также их популяризация в фильмах и играх создали идеализированный образ аппарата, способного выполнять практически все авиационные задания, снимая риски для человека. Во всяком случае, это касалось разведки и ударов по особо важным целям.
Всё это дело продолжалось до февраля два года назад, когда широко разрекламированный турецкий беспилотник встретился с реальностью: выяснилось, что беспилотники класса MALE являются удобной мишенью для средств ПВО, если те присутствуют. Они легко обнаруживаются и ещё легче сбиваются, так как не обладают маневренностью и не могут выполнять противозенитные манёвры, кроме того, им приходится подлетать довольно близко для эффективной работы оптики. Именно по этой причине все «Байрактары» были уничтожены достаточно быстро, что неоспоримо. Это же объясняет, почему мы не используем их на постоянной основе. Тем не менее, есть несколько аспектов, которые ставят «Орион» на значительно более высокий уровень.
Перспективный, эффективный, да ещё и компактную РЛС на него можно установить:
Одним из важнейших аспектов является возможность установки на беспилотник "Орион" компактной радиолокационной станции МФ-2 (или её аналогов), испытания с которой начались ещё в 2021 году. Основное преимущество данной станции — способность обнаруживать цели на расстоянии до 160 километров. Однако это значение применимо к крупным целям при идеальных обстоятельствах, тогда как практически эффективная дистанция составляет порядка 100-120 километров для объектов таких, как танки или боевые бронированные машины. Это расстояние позволяет уберечь дорогой и редкий беспилотник от большинства вражеских зенитных ракетных комплексов. Например, устаревшие модификации С-300 уже не смогут достать "Орион", не говоря о "Буках" и западных зенитно-ракетных системах типа NASAMS или IRIS-T.
Единственная угроза для дрона — это комплекс "Пэтриот", но и в этом случае обнаружить беспилотник на дистанции свыше ста километров чрезвычайно сложно. Он хоть и не оснащён технологией "Стелс", но выполнен из композитных материалов, что значительно затрудняет его обнаружение и сопровождение. В итоге, данное средство оказывается весьма эффективным и перспективным. Интересно, что недавно модификация "Ориона" с такой РЛС попала в объектив оператора-любителя на юге России. На снимке отчётливо видно что-то, напоминающее купол радиолокационной станции МФ-2, расположенной примерно в центре аппарата. Эти позитивные новости объясняют практически полное отсутствие в интернете кадров, снятых "Орионом" с помощью оптических средств — они просто больше не применяются, что в текущих условиях является дополнительным преимуществом.
Ударные возможности нашего «Ориона»:
Итак, вопрос об "Орионе" и его модернизациях можно считать завершённым. Теперь можно переходить к следующей очень интересной теме - ударным возможностям. Если у нас есть радар, способный обнаруживать цели на расстоянии более ста километров, логично предположить, что для него можно найти соответствующее вооружение. И оно действительно есть - это ракета Х-МД-Э, известная также как "Изделие 85". Это межвидовая ракета, в основном предназначенная для установки на беспилотники. Презентация ракеты состоялась ещё пару лет назад, после чего она должна была пройти испытания, но существенных новостей об этом не поступало. Аналогичная ситуация была с РЛС МФ-2 на "Орионе", так что это не удивительно.
О ракете "Х-МД-Э" известно достаточно много, что указывает на её сходство с авиационной ракетой Х-38, недавно перешедшей из стадии прототипа в полноценное вооружение ВКС. "Х-МД-Э" обладает схожими характеристиками. Во-первых, дальность её полёта составляет до 40 километров, что является значительным показателем для дрона - на Западе мало что может с ней конкурировать. Во-вторых, она имеет разнообразные головки самонаведения - от активных радиолокационных до полуактивных лазерных. Это обеспечивает гибкость в зависимости от поставленных задач, но особенно интересна модификация "Х-МД-Э3" с пассивной радиолокационной головкой самонаведения, способной наводиться на радиолокационные излучения ЗРК. Таким образом, "Орион" может стать эффективным охотником на радары, что значительно облегчит задачи авиации. Опыт показывает, что беспилотники не могут полностью заменить авиацию, но могут существенно её дополнить.
ВЫВОД:
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что "Орион" не является простым отдельным беспилотным аппаратом, управляемым дистанционно. Этот комплекс включает в себя до шести устройств, каждое из которых может иметь различные конфигурации и оборудовано спутниковой связью для координации на значительном расстоянии. Например, основным элементом может быть модель с радиолокационной станцией, в то время как другие аппараты располагают ракетами Х-МД-Э на определённом удалении.
Стоит также отметить, что БПЛА "Орион" способен перевозить до двух таких ракет, учитывая его грузоподъёмность в 300 килограммов.