Найти в Дзене
KIDS+

Эти хорошему не научат! Принцессы Диснея у психолога

Оглавление

Кадры из мультфильмов «Спящая Красавица», «Золушка», «Русалочка», «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников)
Кадры из мультфильмов «Спящая Красавица», «Золушка», «Русалочка», «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников)

В комментариях к предыдущей статье про битву гигантов – Созьмультфильма и Disney – было решено отправить диснеевских героинь на прием к психологу. Что ж, попробуем.

Спящая красавица

Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).
Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).

Здесь и далее речь идет именно о диснеевских, а не о сказочных, героинях, потому что мультфильмы довольно сильно отличается от первоисточников. Тем не менее в отношении минимум Спящей Красавицы и Золушки психологические проблемы с разными оговорками можно применить и к сказочным персонажам.

То, что у принцессы Авроры, в жизни все распрекрасно и единственный ее изъян лишь в том, что она повелась на сладкие речи принца Филиппа и пассивно вручает в его руки свою судьбу, кажется только на первый взгляд. Да, она родилась в благополучной семье с наличием обоих родителей. Да, те позаботились о том, чтобы их крошка получила благословение и подарки добрых фей, а затем всячески оберегали ее от проклятия Малефиcенты (сожгли все прялки и отправили дочь в лес к тетушкам-феям).

Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (1959 год, реж. Клайд Джероними); фото из свободных источников.
Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (1959 год, реж. Клайд Джероними); фото из свободных источников.

Однако своими действиями родители идеализировали мир, в котором взрослела их дочь: она не получила необходимого опыта в общении с окружающими (шестнадцать лет ее окружением были лишь странные старушки да лесные звери и птицы). Возможно, у нее даже развилась депрессия (депрессивное расстройство), потому что Аврора долго жила взаперти и не общалась с людьми, о которых знала только из сказок. Я уверена, что принцесса боится перемен и в принципе реальной жизни.

По большому счету, Аврора ничего не знает о реальной жизни и вряд ли сможет выстроить отношения с родителями, со слугами, а также со своим принцем. Скорее всего, после свадьбы она замкнется и снова впадет в «сон» (ведь ее вырвали из привычного мира, не дав инструкции по выживанию в новом), либо станет жертвой абъюза, обмана или дворцового заговора, так как не разбирается во всей гамме человеческих взаимоотношений. А решения будет принимать Филипп. Остается только надеятся, что они не будут во вред жене.
Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Спящая красавица» (фото из свободных источников).

Интересные факты о мультфильме:

  • Уолт Дисней хотел экранизировать эту сказку в 1938 году, однако идею пришлось отложить до начала 1950-х.
  • На создание мультфильма ушло около 10 лет и 6 млн долларов. Он стал самым дорогостоящим проектом студии Disney на тот момент, но провалился в прокате, собрав всего 4,3 млн долларов (в дальнейшем мультфильм неоднократно переиздавался и в итоге стал диснеевской классикой).
  • У этой истории довольно необычная для Диснея анимация: ее разработал Айвинд Эрл на основе европейской живописи эпохи проторенессанса.
  • Уолт Дисней не хотел, чтобы «Спящая Красавица» была похожа на предыдущие мультфильмы студии и настаивал, чтобы все было абсолютно по-другому.
  • В мультфильме звучит музыка из одноименного балета П.И. Чайковского.

Золушка

Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).
Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).

У этой героини все сложно: это зависимая от мнения окружающих, девушка, которая считает, что ей надо много работать, чтобы получить одобрение или похвалу. Золушка пассивна, как теленок, и слова поперек не скажет. Это наводит на мысль, что у нее зависимое расстройство личности (DPD): она постоянно кому-то подчиняется (мачехе, сестрам, фее-крестной), при этом сама решений не принимает. Обычно такое расстройство возникает в детстве или подростковом возрасте у детей, лишенных родителей (Золушка сирота – ей это подходит на 100%).

Для своего личного счастья девушка не делает ни-че-го: плывет по течению, не представляя, куда оно ее вынесет. Она покорно отдается тяжелой работе с утра до ночи, не пытаясь что-либо изменить. Не удивлюсь, если она находит в этом удовольствие, потому что не знает себе цену и считает, что недостаточно хороша, чтобы занять место одной из сестер.

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950 год, режиссеры Уилфред Джексон, Хэмилтон Ласк и Клайд Джероними); фото из свободных источников.
Кадр из мультфильма «Золушка» (1950 год, режиссеры Уилфред Джексон, Хэмилтон Ласк и Клайд Джероними); фото из свободных источников.
У таких людей обычно большие проблемы с принятием решений: они надеются на Чудо, а оно не требует телодвижений, поэтому часто судьбами реальных Золушек управляют другие, более сильные, личности. Кроме того, у этой героини низкая самооценка: она покорна судьбе и не находит ресурса (а также жаления) изменить ее. Только счастливый конец сказки в одночасье меняет ее жизнь к лучшему (кстати, принцу она приглянулась лишь внешне, при этом сама Золушка принимает свое желание уйти из семьи мачехи за любовь к мужчине). Однако, если задуматься, ничего хорошего после замужества ее не ждет.
Кадр из мультфильма «Золушка» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Золушка» (фото из свободных источников).

Интересные факты о мультфильме:

  • Короткая версия «Золушки» была создана Уолтом Диснеем в 1922 году.
  • Прототипом главной героини считается актриса Ингрид Бергман.
  • «Золушка» стала первым полнометражным мультфильмом студии Disney после Второй мировой войны. Он ни в коем случае не должен был провалиться в прокате, поэтому в компании пошли по проторенной дорожке, не используя нестандартных сюжетных схем. В итоге фильм стал очень успешным.
  • Большинство кадров было срисовано с заснятых на пленку движений актеров.
  • В 1950 году Уолт Дисней получил за «Золушку» специальную премию на Венецианском кинофестивале; через год мультфильму вручили приз Берлинского кинофестиваля («Золотой медведь»).
  • В начале 2000-х вышли два продолжения этой истории: «Золушка 2: Мечты сбываются» и «Золушка 3: Злые чары».

Ариэль

Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).
Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).

У Русалочки, пожалуй, самая тяжелая история болезни: ради принца Эрика (считай первого встречного) она бросает всё: дом, отца, сестер и даже меняет свое тело! Если сильно присмотреться, то у нее можно найти целый букет отклонений:

  • непринятие своего тела (уверенность, что завоевать внимание принца она сможет только в новом обличии);
  • синдром дефицита внимания (СДВГ);
  • обсессивно-компульсивное расстройство.
Кадр из мультфильма «Русалочка» (1989 год, режиссеры Джон Маскер и Рон Клементс); фото из свободных источников.
Кадр из мультфильма «Русалочка» (1989 год, режиссеры Джон Маскер и Рон Клементс); фото из свободных источников.
Ситуация у Русалочки довольно серьезная, так как она излишне импульсивна (впрочем, это можно приписать возрасту: ей всего 16 лет), безрассудна, гиперактивна (возможно, ей еще свойственна тревожность, но из мультфильма четкого вывода сделать нельзя) и готова идти на любые жертвы ради первого встречного. А это уже плохо, потому что в итоге делает ее легкой добычей злой ведьмы Урсулы: та забирает у Ариэль все и чуть было не губит ее, а в придачу Эрика и морского царя. Также Русалочку преследует чувство одиночества и уверенность в том, что дома ее не понимают, поэтому она тянется в неведомый наводный мир (если бы речь шла о реальном человеке, в этой роли выступал бы другой город или страна): в нем Ариэль надеется найти свое место в жизни.
Кадр из мультфильма «Русалочка» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Русалочка» (фото из свободных источников).

Если говорить о влиянии мультфильмов на неокрепшую психику зрителя, то «Русалочка» наиболее вредна: зашкаливающая импульсивность главной героини, граничащая с невротичностью, на экране выглядит довольно привлекательно. Кроме того, девушка бросается на шею первому встречному, который конечно же оказывается не простым рыбаком, а принцем! При этом жертвенность и изменения в теле в итоге оказываются вознаграждены, что в жизни случается не так уж и часто (в этом смысле сказка Андерсена значительно реалистичнее).

Кадр из мультфильма «Русалочка» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Русалочка» (фото из свободных источников).

Интересные факты о мультфильме:

  • Несмотря на то, что сценарий этой истории базировался на сказке Андерсена, сценарист Рон Клементс посчитал, что ее конец слишком трагичен, поэтому решил его переделать.
  • Прообразом Ариэль были несколько женщин: жена аниматора Глена Кина и актриса Алисса Милано, живой моделью стала Шерри Стоунер. Движение волос Русалочки под водой были основаны на кадрах пребывания первой американской астронавтки Салли Райд в космосе.
  • В 2007 году появился театральный мюзикл «Русалочка» (кстати, для российской постановки были написаны дополнительные песни).
  • В 1990 году композитор Алан Менкен получил премии «Оскар» за музыку к этому мультфильму и лучшую песню «Under the Sea». Кроме этого «Русалочка» получила «Гремми» («Лучшая звукозапись для детей» и «Лучшая песня для кинофильма»), а также «Золотой глобус» за музыку и песню «Under the Sea».
  • Ариэль является, наверно, единственной принцессой Диснея, у которой есть ребенок.

Белль

Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).
Иллюстрация Пола Вестовера (фото из свободных источников, адаптация автора статьи).

В отношении Белль часто упоминают Стокгольмский синдром, однако это не тот случай. Во-первых, он не является психологическим расстройством: скорее, это реакция психики на сильнейший стресс, обычно связанный с захватом в заложники (впрочем, не всегда: например, он может возникнуть во время обряда похищения невесты или внутри религиозных групп). У Белль же ничего подобного нет:

  • остаться в заточении она согласилась добровольно (попросила взять ее вместо отца),
  • насильно в замке ее никто не держал (да, деспотичный хозяин поставил некоторые условия – «если она не будет есть со мной, она не будет есть вообще», – но в целом Белль вела себя там, как дома),
  • дружба с Чудовищем возникла по той причине, что особо общаться было не с кем, а он увивался за ней, как хвост. Плюс Белль почувствовала в нем родственную душу (об этом читайте чуть ниже).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991 год, режиссеры Гари Труздейл и Кирк Уайз; фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (1991 год, режиссеры Гари Труздейл и Кирк Уайз; фото из свободных источников).

Для жертв Стокгольмского синдрома характерно, когда человек отожествляет себя с захватчиком и начинает оправдывать его действия (после освобождения заложников в Стокгольме в 1973 году потерпевшие отказывались давать обвинительные показания и защищали своих похитителей). В ситуации с Белль такого не наблюдается. В общем, у нее и близко нет Стогкольмского синдрома.

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).

Зато у нашей красавицы, судя по всему, шизоидное расстройство личности. Для нее характерны многие маркеры этого состояния:

  • уход от реальности в мечты и фантазии,
  • интровертность (обращение к внутренним переживаниям),
  • плохая социализация и отсутствие мотивации общаться с другими,
  • предпочтение одиночества,
  • сильная привязанность к одному человеку (в данном случае к отцу).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).

Думаю, никто не будет оспаривать то, что Белль явный интроверт и живет в собственном мире; она не испытывает большого желания общаться с односельчанами и постоянно ходит одна, за что ее считают «странной». Судя по всему, друзей у нее нет (да и у ее отца тоже: большую часть жизни они проводят в своем замкнутом кругу и общаются исключительно друг с другом).

Кроме того, для шизоидов характерно отсутствие или низкий сексуальный интерес: вряд ли кто-нибудь будет на это возражать, видя как Белль общается с Гастоном и отшивает его. При этом с Чудовищем ее в первую очередь связывают общие интересы: склонность к одиночеству, замкнутость, любовь к книгам (хотя Чудовище с книгой мы не видим – у него такая библиотека! - плюс есть эпизод, где они читают вместе). Думаю, она привязалась к нему еще и потому, что прониклась глубоким сочувствием: «такой талантливый, такой красивый» харизматичный парень, заперт в шкуре зверя. Ну кто ж перед таким устоит?!

Я уже писала, что считаю мультфильм «Красавица и Чудовище» очень важным для современных детей: это одна из немногих историй, в которой главный герой обладает отталкивающей внешностью и скрверными манерами, но стремиться измениться. Кроме того, действующими лицами являются не аристократы или крестьяне, а в основном слуги и горожане (это, конечно, ближе к реалиям повседневной жизни). В этом мультфильме много действующих лиц с разными характерами и температментам, которые сталкиваются друг с другом в течение всего действия. И, конечно же, герой проходит путь искупления через наказание (хотя не факт, что, став человеком, Чудовище сильно изменится: он слишком долго был невоспитанным деспотом, поэтому вряд ли в одночасье превратиться в мягкого и пушистого; впрочем, я думаю, он примкнет к революционерам и погибнет).

Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).
Кадр из мультфильма «Красавица и Чудовище» (фото из свободных источников).

Интересные факты о мультфильме:

  • Первые попытки создать мультфильм по сказке Жанны Мари Лепренс де Бомон были предприняты в 1930-х годах самим Уолтом Диснеем, но тогда из этой идеи ничего не вышло.
  • Сначала «Красавица и Чудовище» не задумывалось как мюзикл, но после успеха «Русалочки» концепцию изменили.
  • Прообразами для Белль стали актрисы Джуди Гарленд (она действительно похожа на нее) и Джули Эндрюс.
  • Изначально Гастон должен был быть комичным персонажем, однако в итоге его роль и внешность сильно изменились.
  • Мультфильм оказался необычайно успешным в прокате: при бюджете в 25 млн долларов, он собрал более 400 млн.
  • «Красавица и Чудовище» получила «Золотой глобус» за лучший фильм-мюзикл, став первым мультфильмом в этой номинации. Также она была номинирована на «Оскар» как лучший фильм (хотя эта номинация не для анимации) и получила «Оскара» за лучшую музыку, лучших звук и заглавную песню.
  • В 1994 году мультфильм адаптировали в бродвейский мюзикл.

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.