В комментариях к предыдущей статье про битву гигантов – Созьмультфильма и Disney – было решено отправить диснеевских героинь на прием к психологу. Что ж, попробуем.
Спящая красавица
Здесь и далее речь идет именно о диснеевских, а не о сказочных, героинях, потому что мультфильмы довольно сильно отличается от первоисточников. Тем не менее в отношении минимум Спящей Красавицы и Золушки психологические проблемы с разными оговорками можно применить и к сказочным персонажам.
То, что у принцессы Авроры, в жизни все распрекрасно и единственный ее изъян лишь в том, что она повелась на сладкие речи принца Филиппа и пассивно вручает в его руки свою судьбу, кажется только на первый взгляд. Да, она родилась в благополучной семье с наличием обоих родителей. Да, те позаботились о том, чтобы их крошка получила благословение и подарки добрых фей, а затем всячески оберегали ее от проклятия Малефиcенты (сожгли все прялки и отправили дочь в лес к тетушкам-феям).
Однако своими действиями родители идеализировали мир, в котором взрослела их дочь: она не получила необходимого опыта в общении с окружающими (шестнадцать лет ее окружением были лишь странные старушки да лесные звери и птицы). Возможно, у нее даже развилась депрессия (депрессивное расстройство), потому что Аврора долго жила взаперти и не общалась с людьми, о которых знала только из сказок. Я уверена, что принцесса боится перемен и в принципе реальной жизни.
По большому счету, Аврора ничего не знает о реальной жизни и вряд ли сможет выстроить отношения с родителями, со слугами, а также со своим принцем. Скорее всего, после свадьбы она замкнется и снова впадет в «сон» (ведь ее вырвали из привычного мира, не дав инструкции по выживанию в новом), либо станет жертвой абъюза, обмана или дворцового заговора, так как не разбирается во всей гамме человеческих взаимоотношений. А решения будет принимать Филипп. Остается только надеятся, что они не будут во вред жене.
Интересные факты о мультфильме:
- Уолт Дисней хотел экранизировать эту сказку в 1938 году, однако идею пришлось отложить до начала 1950-х.
- На создание мультфильма ушло около 10 лет и 6 млн долларов. Он стал самым дорогостоящим проектом студии Disney на тот момент, но провалился в прокате, собрав всего 4,3 млн долларов (в дальнейшем мультфильм неоднократно переиздавался и в итоге стал диснеевской классикой).
- У этой истории довольно необычная для Диснея анимация: ее разработал Айвинд Эрл на основе европейской живописи эпохи проторенессанса.
- Уолт Дисней не хотел, чтобы «Спящая Красавица» была похожа на предыдущие мультфильмы студии и настаивал, чтобы все было абсолютно по-другому.
- В мультфильме звучит музыка из одноименного балета П.И. Чайковского.
Золушка
У этой героини все сложно: это зависимая от мнения окружающих, девушка, которая считает, что ей надо много работать, чтобы получить одобрение или похвалу. Золушка пассивна, как теленок, и слова поперек не скажет. Это наводит на мысль, что у нее зависимое расстройство личности (DPD): она постоянно кому-то подчиняется (мачехе, сестрам, фее-крестной), при этом сама решений не принимает. Обычно такое расстройство возникает в детстве или подростковом возрасте у детей, лишенных родителей (Золушка сирота – ей это подходит на 100%).
Для своего личного счастья девушка не делает ни-че-го: плывет по течению, не представляя, куда оно ее вынесет. Она покорно отдается тяжелой работе с утра до ночи, не пытаясь что-либо изменить. Не удивлюсь, если она находит в этом удовольствие, потому что не знает себе цену и считает, что недостаточно хороша, чтобы занять место одной из сестер.
У таких людей обычно большие проблемы с принятием решений: они надеются на Чудо, а оно не требует телодвижений, поэтому часто судьбами реальных Золушек управляют другие, более сильные, личности. Кроме того, у этой героини низкая самооценка: она покорна судьбе и не находит ресурса (а также жаления) изменить ее. Только счастливый конец сказки в одночасье меняет ее жизнь к лучшему (кстати, принцу она приглянулась лишь внешне, при этом сама Золушка принимает свое желание уйти из семьи мачехи за любовь к мужчине). Однако, если задуматься, ничего хорошего после замужества ее не ждет.
Интересные факты о мультфильме:
- Короткая версия «Золушки» была создана Уолтом Диснеем в 1922 году.
- Прототипом главной героини считается актриса Ингрид Бергман.
- «Золушка» стала первым полнометражным мультфильмом студии Disney после Второй мировой войны. Он ни в коем случае не должен был провалиться в прокате, поэтому в компании пошли по проторенной дорожке, не используя нестандартных сюжетных схем. В итоге фильм стал очень успешным.
- Большинство кадров было срисовано с заснятых на пленку движений актеров.
- В 1950 году Уолт Дисней получил за «Золушку» специальную премию на Венецианском кинофестивале; через год мультфильму вручили приз Берлинского кинофестиваля («Золотой медведь»).
- В начале 2000-х вышли два продолжения этой истории: «Золушка 2: Мечты сбываются» и «Золушка 3: Злые чары».
Ариэль
У Русалочки, пожалуй, самая тяжелая история болезни: ради принца Эрика (считай первого встречного) она бросает всё: дом, отца, сестер и даже меняет свое тело! Если сильно присмотреться, то у нее можно найти целый букет отклонений:
- непринятие своего тела (уверенность, что завоевать внимание принца она сможет только в новом обличии);
- синдром дефицита внимания (СДВГ);
- обсессивно-компульсивное расстройство.
Ситуация у Русалочки довольно серьезная, так как она излишне импульсивна (впрочем, это можно приписать возрасту: ей всего 16 лет), безрассудна, гиперактивна (возможно, ей еще свойственна тревожность, но из мультфильма четкого вывода сделать нельзя) и готова идти на любые жертвы ради первого встречного. А это уже плохо, потому что в итоге делает ее легкой добычей злой ведьмы Урсулы: та забирает у Ариэль все и чуть было не губит ее, а в придачу Эрика и морского царя. Также Русалочку преследует чувство одиночества и уверенность в том, что дома ее не понимают, поэтому она тянется в неведомый наводный мир (если бы речь шла о реальном человеке, в этой роли выступал бы другой город или страна): в нем Ариэль надеется найти свое место в жизни.
Если говорить о влиянии мультфильмов на неокрепшую психику зрителя, то «Русалочка» наиболее вредна: зашкаливающая импульсивность главной героини, граничащая с невротичностью, на экране выглядит довольно привлекательно. Кроме того, девушка бросается на шею первому встречному, который конечно же оказывается не простым рыбаком, а принцем! При этом жертвенность и изменения в теле в итоге оказываются вознаграждены, что в жизни случается не так уж и часто (в этом смысле сказка Андерсена значительно реалистичнее).
Интересные факты о мультфильме:
- Несмотря на то, что сценарий этой истории базировался на сказке Андерсена, сценарист Рон Клементс посчитал, что ее конец слишком трагичен, поэтому решил его переделать.
- Прообразом Ариэль были несколько женщин: жена аниматора Глена Кина и актриса Алисса Милано, живой моделью стала Шерри Стоунер. Движение волос Русалочки под водой были основаны на кадрах пребывания первой американской астронавтки Салли Райд в космосе.
- В 2007 году появился театральный мюзикл «Русалочка» (кстати, для российской постановки были написаны дополнительные песни).
- В 1990 году композитор Алан Менкен получил премии «Оскар» за музыку к этому мультфильму и лучшую песню «Under the Sea». Кроме этого «Русалочка» получила «Гремми» («Лучшая звукозапись для детей» и «Лучшая песня для кинофильма»), а также «Золотой глобус» за музыку и песню «Under the Sea».
- Ариэль является, наверно, единственной принцессой Диснея, у которой есть ребенок.
Белль
В отношении Белль часто упоминают Стокгольмский синдром, однако это не тот случай. Во-первых, он не является психологическим расстройством: скорее, это реакция психики на сильнейший стресс, обычно связанный с захватом в заложники (впрочем, не всегда: например, он может возникнуть во время обряда похищения невесты или внутри религиозных групп). У Белль же ничего подобного нет:
- остаться в заточении она согласилась добровольно (попросила взять ее вместо отца),
- насильно в замке ее никто не держал (да, деспотичный хозяин поставил некоторые условия – «если она не будет есть со мной, она не будет есть вообще», – но в целом Белль вела себя там, как дома),
- дружба с Чудовищем возникла по той причине, что особо общаться было не с кем, а он увивался за ней, как хвост. Плюс Белль почувствовала в нем родственную душу (об этом читайте чуть ниже).
Для жертв Стокгольмского синдрома характерно, когда человек отожествляет себя с захватчиком и начинает оправдывать его действия (после освобождения заложников в Стокгольме в 1973 году потерпевшие отказывались давать обвинительные показания и защищали своих похитителей). В ситуации с Белль такого не наблюдается. В общем, у нее и близко нет Стогкольмского синдрома.
Зато у нашей красавицы, судя по всему, шизоидное расстройство личности. Для нее характерны многие маркеры этого состояния:
- уход от реальности в мечты и фантазии,
- интровертность (обращение к внутренним переживаниям),
- плохая социализация и отсутствие мотивации общаться с другими,
- предпочтение одиночества,
- сильная привязанность к одному человеку (в данном случае к отцу).
Думаю, никто не будет оспаривать то, что Белль явный интроверт и живет в собственном мире; она не испытывает большого желания общаться с односельчанами и постоянно ходит одна, за что ее считают «странной». Судя по всему, друзей у нее нет (да и у ее отца тоже: большую часть жизни они проводят в своем замкнутом кругу и общаются исключительно друг с другом).
Кроме того, для шизоидов характерно отсутствие или низкий сексуальный интерес: вряд ли кто-нибудь будет на это возражать, видя как Белль общается с Гастоном и отшивает его. При этом с Чудовищем ее в первую очередь связывают общие интересы: склонность к одиночеству, замкнутость, любовь к книгам (хотя Чудовище с книгой мы не видим – у него такая библиотека! - плюс есть эпизод, где они читают вместе). Думаю, она привязалась к нему еще и потому, что прониклась глубоким сочувствием: «такой талантливый, такой красивый» харизматичный парень, заперт в шкуре зверя. Ну кто ж перед таким устоит?!
Я уже писала, что считаю мультфильм «Красавица и Чудовище» очень важным для современных детей: это одна из немногих историй, в которой главный герой обладает отталкивающей внешностью и скрверными манерами, но стремиться измениться. Кроме того, действующими лицами являются не аристократы или крестьяне, а в основном слуги и горожане (это, конечно, ближе к реалиям повседневной жизни). В этом мультфильме много действующих лиц с разными характерами и температментам, которые сталкиваются друг с другом в течение всего действия. И, конечно же, герой проходит путь искупления через наказание (хотя не факт, что, став человеком, Чудовище сильно изменится: он слишком долго был невоспитанным деспотом, поэтому вряд ли в одночасье превратиться в мягкого и пушистого; впрочем, я думаю, он примкнет к революционерам и погибнет).
Интересные факты о мультфильме:
- Первые попытки создать мультфильм по сказке Жанны Мари Лепренс де Бомон были предприняты в 1930-х годах самим Уолтом Диснеем, но тогда из этой идеи ничего не вышло.
- Сначала «Красавица и Чудовище» не задумывалось как мюзикл, но после успеха «Русалочки» концепцию изменили.
- Изначально Гастон должен был быть комичным персонажем, однако в итоге его роль и внешность сильно изменились.
- Мультфильм оказался необычайно успешным в прокате: при бюджете в 25 млн долларов, он собрал более 400 млн.
- «Красавица и Чудовище» получила «Золотой глобус» за лучший фильм-мюзикл, став первым мультфильмом в этой номинации. Также она была номинирована на «Оскар» как лучший фильм (хотя эта номинация не для анимации) и получила «Оскара» за лучшую музыку, лучших звук и заглавную песню.
- В 1994 году мультфильм адаптировали в бродвейский мюзикл.
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.