Мы с вами привыкли, что звонок от службы безопасности банка - это мошенники. Но как выяснилось, теперь банки будут звонить клиентам, и как раз это связано с киберпреступностью.
Банки стали внимательнее к переводам
Напомню, с 25 июля 2024 года у банков появился серьёзный стимул более эффективно защищать клиентов от мошенников - теперь они будут отвечать рублём за переводы кибераферистам. Вступил в силу новый федеральный закон.
По новому документу, банки будут возмещать ущерб клиентам, если они не приостановили перевод на счета злоумышленников.
И поэтому они более внимательно будут относиться к транзакциям. Так, пресс-служба Альфа-Банка сообщила, что финансовая организация первой из российских банков ввела звонки из мобильного приложения для проверки корректности транзакций.
Таким образом, если вам звонит служба безопасности, но делает это через мобильный банк, значит, сотрудники реальные - не мошенники.
В тему:
Когда вам позвонит банк?
Если зафиксирована подозрительная транзакция по вашему счëту, сотрудники службы защиты платежей могут позвонить вам напрямую через приложение, чтобы уточнить, действительно ли вы планируете перевести деньги. На экране телефона вы увидите окно входящего звонка из банка с двумя кнопками: «Ответить» и «Отклонить». Если ответить, запустится приложение и включится IP-звонок (безопасное соединение). Вы можете отклонить вызов, и вам перезвонят по обычному телефону. Банк может также позвонить в роуминге.
«Банк обязан блокировать подозрительные операции в случае, если не удалось дозвониться для клиента при подозрительной транзакции. А звонки из приложения помогут клиентам повысить доверие к входящим звонкам от банка, улучшить статистику дозвонов и снизить число блокировок», - говорит Евгений Винокуров, руководитель дирекции предотвращения кибермошенничества Альфа-Банка.
Кстати, чтобы убедиться, что вам звонит не мошенники, а сотрудник банка, можно верифицировать работников при звонке. Если вам звонит сотрудник Альфа-Банка, вы можете убедиться в том, что это не мошенник, сгенерировав в мобильном банке уникальный одноразовый код. Попросите работника банка произнести цифры и таким образом верифицируйте его.
Какие переводы должны приостанавливать банки по новым правилам?
Центробанк вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения переводов. Приказ Банка России с обновлёнными критериями вступил в силу 25 июля 2024 года.
❌Банки должны приостанавливать переводы денег на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных Банка России.
❌Нужно не допускать переводы, если выявлена нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения).
❌Если зафиксирована попытка провести операцию с устройства, которое раньше уже использовали аферисты и сведения о нём есть в базе данных регулятора.
❌Должны приостановить переводы на счета, по которым раньше, по оценкам антифрод-систем банков, проводились мошеннические операции. Причём даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе финансовой организации.
❌Ещё один новый критерий — информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя денег. При этом поступить в банк она может по любым каналам, а не только при информационном обмене с правоохранителями на площадке ФинЦЕРТ Банка России. В частности, если будет предоставлен документ о возбуждении уголовного дела. В таком случае банк приостановит зачисление денег на счёт.
❌Как сообщают в ЦБ, банки обязаны учитывать данные, которые поступают от сторонних организаций и свидетельствуют о мошеннической операции. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
Читайте еще по теме: