Учëтная запись на портале Госуслуг - манящая цель мошенников. Они получают желанный доступ самыми разными способами. Зачастую граждане сами называют код и открывают аферистам двери в хранилище персональных данных и разной конфиденциальной информации. Если вдруг вы сообщили неизвестным по телефону код из смс, что нужно сделать?
Кстати, чем опасно, если мошенники получат доступ к вашей учётной записи на Госуслугах, читайте в моей статье - в ней мы разбирали этот сложный вопрос с киберполицейским и юристом⬇️
Какими схемами пользуются мошенники, чтобы получить доступ к Госуслугах?
Чтобы попасть в учëтную запись на Госуслугах, мошенники придумывают самые разные легенды. В последнее время они представляются сотовой компанией и уверяют, что ваш договор связи заканчивается.
Кроме того, они придумывают новые фишки. Как объяснили в ВТБ, мошенники скупают старые сим-карты. Используя прежние номера, мошенники восстанавливают доступ к аккаунтам или личным кабинетам по СМС и другим данным, в том числе для оформления кредитов и вывода средств. Это может быть портал Госуслуг, личный кабинет банков, маркетплейсов и мессенджер.
Они могут также звонить от Пенсионного фонда, которого уже не существует, от Соцфонда, приглашать на запись в поликлинику и флюорографию, обещать пересчитать пенсию, выдать важное письмо, только сообщите код из смс.
Читайте подробнее⤵️
Чек-лист действий, если мошенники проникли в ваши Госуслуги
Эксперты Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Главного радиочастотного центра составили чек-лист действий в ситуации, если мошенники взломали аккаунт на Госуслугах.
Шаг 1: восстановление пароля от аккаунта
➡️ Обратитесь в МФЦ - оператор подтвердит вашу личность, поможет восстановить доступ к учётной записи и сменит пароль.
❗Для обращения в МФЦ вам понадобятся паспорт и СНИЛС.
ИЛИ ➡️Зайдите в мобильное приложение вашего банка или в личный кабинет финансовой организации на официальном сайте.
✅ Повторите регистрацию на Госуслугах через банк. Номер из личного кабинета финансовой организации перенесется в учётную запись Госуслуг. Банк пришлёт смс для подтверждения.
Шаг 2: выяснение, где использовалась учëтная запись
Нужно проверить, не было ли подозрительных действий.
❎ В разделе "Безопасность" во вкладке "Мобильные приложения" нажмите кнопку "Выйти" из всех неизвестных вам устройств. Это необходимо, чтобы прекратить доступ третьих лиц к вашей учëтной записи.
❎ Если заходите в Госуслуги с компьютера, во вкладке "Действия в системе" выйдите сразу со всех устройств, кроме вашего.
❎ Отзовите разрешения, которые вы не давали.
❎Проверьте, подавали ли мошенники заявления от вашего имени. Это поможет вам узнать, как аферисты хотели воспользоваться вашей учётной записью.
Как мне объяснили в полиции, мошенники могут запрашивать справки о различных мерах социальной поддержки, а также справку 2-НДФЛ и др.
Шаг 3: заявление в полицию
Обратитесь в ОВД - возьмите с собой копию заявления из МФЦ, скриншоты смс-сообщений и другие доказательства, которые у вас есть.
В таких случаях возбуждают уголовное дело по ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации».
Шаг 4: проверка кредитной истории и уточнение, подавали ли от вашего имени заявки на микрозаймы
➡️ Узнайте через Госуслуги, в каких кредитных бюро хранится история ваших займов.
➡️ Обратитесь напрямую в каждое бюро через сайт и получите кредитную историю бесплатно. Авторизоваться можно через учетную запись Госуслуг.
Эксперты советуют запрашивать кредитную историю через 2 недели после того, как мошенники взломали Госуслуги.
Читайте также:
«Важно помнить, что первое действие, которое совершают мошенники, получив доступ к Госуслугам, — смена номера телефона и оформление новых номеров. Этот вопрос необходимо выяснить и заблокировать оформленные на вас телефоны. И обязательно подайте заявление в полицию. Даже если нет весомых негативных последствий от действий мошенников — это защита на будущее», - посоветовала эксперт проекта "Меня не обмануть!", известный юрист Елена Никоненкова.
В тему: