Что лучше: придуманные истории о преступлениях, созданных богатым воображением писателя, или документальные расследования по мотивам реальных уголовных дел?
Мне нравится жанр «тру-крайм»: читая документалки, можно не опасаться, что автор выдаст вторичный сюжет – сюжеты, написанные жизнью, всегда оригинальны – или что он не сможет описать характеры и события правдоподобно – чего-чего, а фактического материала здесь всегда хватает. Основа у документалок всегда крепкая; но это не означает, что автор здесь «не при делах». Композиция, выбор деталей, подача материала, язык – все зависит от мастерства автора и все имеет значение.
Выбрала среди новинок в книжном три книги: одну историческую «документалку», одну, «основанную на реальных событиях» и одну полностью художественную – ни на чем, кроме фантазии автора, не основанную. Реальность, кошмарные сны и что-то между ними. Посмотрим, что окажется интереснее.
Моррис Томас «Убийство на вокзале»
18+
432 стр.
В ноябре 1856 года в ирландском Дублине произошло убийство, которое потрясло всю страну. Хотя поначалу ничего сенсационного в газетных заголовках о нем не было: на железнодорожном вокзале убили главного кассира, Джорджа Литтла. Но детали преступления поражали воображение: Джордж Литтл был убит на своем рабочем месте, в запертом кабинете. В его кассе оставались тысячи фунтов стерлингов – очевидно, они не заинтересовали убийцу или убийц. Предполагать, что преступник был не один, полицию заставила чрезвычайная жестокость: Литтл был избит неизвестным предметом с такой силой, что от тела почти отделилась голова! Орудие убийства не было найдено. Так же был непонятен способ, каким преступник покинул место преступления.
К расследованию приступили лучшие детективы Ирландии, но в 19 веке у полиции не было соответствующих знаний и инструментов, чтобы его раскрыть. Тайну убийства Джорджа Литтла удалось разгадать лишь в наше время.
Для рассказа об этом загадочном убийстве автор реконструировал события: воспроизвел холодную атмосферу туманного Дублина, насытил яркое и динамичное повествование деталями, добытыми из архивных записей и протоколов судебных допросов. Именно поэтому в книге так убедительно звучат диалоги полицейских и до самого финала чувствуется напряжение: кто же убийца?
Лури Джесс «Зверь в тени»
18+
Автор предваряет свое произведение удивительным признанием: когда она была девочкой, в ее городе орудовали сразу трое убийц-маньяков. Этот факт она осознала лишь спустя годы и была поражена беззаботностью обывателей, которые живут, даже не подозревая, какие чудовища могут обитать по соседству.
Свою книгу Лури Джесс написала по мотивам реальных преступлений, вспоминая собственное детство. 1977 год, Миннесота. Лето – самое веселое время для подростков: вечеринки, ночи у костра, кино и аттракционы, ярмарочные забавы.
Но не всем весело. Две подруги – Хизер и Бренда – однажды ночью повстречались с таким ужасом, который разве что в кошмаре может присниться. Обе перепуганные девушки пытаются стереть увиденное из памяти – они клянутся друг другу никому ничего не рассказывать и даже между собой никогда об этом не говорить.
Только клятвы - пустой звук, если речь идет о реальности. Кто-то в городе открыл охоту на молодых девушек, за неделю исчезли сразу две, и одна из них – подруга Хизер и Бренды. Может быть, пора рассказать обо всем? Да вот беда: никто не хочет слушать подростков! Девчонкам не верят ни родители, ни друзья. Даже полиция равнодушна к их откровениям. Что же делать? А между тем Хизер может стать следующей.
Чировици Эуджен «Спящие псы» (Название оригинала: «Книга зеркал»)
16+
«Книга зеркал» Эуджена Овидиу Чировици была признана самым ярким детективным дебютом 2017 года. Ее перевели уже на 39 мировых языков, и почти сразу выкупили права на экранизацию: в этом году вышел фильм с названием «Спящие псы»; главные роли исполнили Рассел Кроу и Карен Гиллан.
Завязка истории такова: Питер Кац, литературный агент, живущий в Нью-Йорке, получает письмо от некоего Ричарда Флинна, который предлагает ему к изданию рукопись своей автобиографии под названием «Книга зеркал.» Автор рассказывает в ней о годах юности – о девушке по имени Лора Бейнс, с которой у него были отношения, когда он учился в Принстонском университете, о его встрече с преподавателем психологии профессором Джозефом Видером. Все это закончилось трагической смертью последнего. А преступника так и не нашли. И вот теперь, после стольких лет, Ричард Флинн, вспоминая давние события, разглядел то, что прежде от него ускользало и совершенно иначе расценил поведение участников, в том числе своей бывшей девушки, Лоры…
Рукопись пробуждает любопытство агента: он хочет узнать развязку истории, но интригующая рукопись обрывается на полуслове. Пытаясь получить недостающие страницы, Питер впутывается в историю, даже не понимая, в какую именно – написанную, рассказанную или реальную?
Ведь истории не всегда рассказывают, чтобы рассказать – довольно часто они нужны, чтобы что-то скрыть.