Найти тему
Какой у вас запрос?

Контракт в консультировании и в коучинге

По Э. Берну контрактом называется четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действий.

Контракт обеспечивает ясность о процессе коучинга /консультирования, проясняет роли, ответственность сторон, цели, формат взаимодействия. Чаще проговаривается в устной форме в начале сотрудничества (предварительный контракт, контракт на сессию, контракт в долгосрочном коучинге на серию встреч в рамках большой цели), но также допустимо использование письменного соглашения. Цель контракта — прояснить и существенно повысить качество взаимодействия с клиентом.

Преимущества заключения контакта:

  1. В результате клиент четче представляет формат взаимодействия. Он помогает начать и построить коучинговые взаимоотношения.
  2. Стороны проясняют цели взаимодействия.
  3. Проясняются роли коуча и клиента. Контракт разграничивает ответственность коуча и клиента.
  4. Контракт дает возможность договориться о методах совместной работы.
  5. Позволяет обойти потенциальные проблемы, когда одна из сторон меняет базовые правила без взаимного соглашения, ясно указывая, что это будет нарушением контракта
  6. В контракте можно предусмотреть механизмы, с помощью которых каждая сторона может вносить изменения.
  7. Он обеспечивает открытость в том, что будет и не будет приемлемо во взаимоотношениях.
  8. Он дает возможность коучу и клиенту открыто говорить о своих опасениях. В контракте фиксируется правило конфиденциальности.
  9. Он побуждает обе стороны проверить наличие потенциальных помех или предубеждений, которые могут у них быть в начале сотрудничества.
  10. Он подчеркивает тот факт, ответственность за коучинговый процесс несут обе стороны и четко определяет рамки, в частности, ответственность клиента в ходе сессии и за ее пределами за шаги, действия, бездействия, внедрение изменений в своей жизни.
  11. Контракт проясняет административные аспекты, например договоренность о регулярных встречах, временные рамки.
  12. В контракте устанавливаются условия оплаты, порядок отмен и переносов (чаще в предварительном контракте).
  13. Он устанавливает границы, чтобы обе стороны знали, где коучинг прекращается и как он соотносится с другими контактами, которые могут быть у сторон друг с другом.
  14. Он напоминает сторонам о необходимости подумать о роли(ях) и ожиданиях других сторон, особенно когда существует организационный контекст (коучинг в интересах компании).

Уровни контракта

При разработке контракта полезно рассмотреть его на трех уровнях:

  • Процедурный уровень: это касается административных аспектов коучинга, например как часто и как долго будут происходит встречи, кто будет их организовывать, какие документы требует организация, стоимость, переносы, отмены и т.д.
  • Профессиональный уровень: это относится к формату и предполагаемому результату коучинга, например какие результаты ожидаются от коучингового процесса, будет ли в дополнение к коучингу проводиться консультирование, менторинг, оценивание и т.д.
  • Психологический уровень: включает элементы коучинговых взаимоотношений, относящиеся к вопросам комфорта/дискомфорта, доверия, открытости.

Читайте также:

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 18 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.