В те далёкие времена, когда среди множества различных прозрачных камней человечество начало выделять алмазы. Давайте я перечислю несколько других прозрачных минералов: рубины, сапфиры, изумруды, александриты, хризолиты, гранаты, хризопраз, разновидности кварца, цитрин, аметист, раухтопаз, аметрин и горный хрусталь. Отдельные минералы обладают естественными гранями и сами по себе выглядят великолепно.
Теперь о том, как люди осознали ценность необработанных алмазов, которые в своём первозданном виде выглядят довольно скромно. Алмазы приобретают свою красоту только после процесса огранки, на освоение которой потребовалось разработать соответствующие технологии и создать специализированное оборудование для огранки. В наше время ценность алмазов обусловлена развитием технологий, позволяющих их обрабатывать и превращать в бриллианты. Без таких технологий природный алмаз — это лишь тусклый камень, назначение которого не совсем ясно. В контексте ювелирных украшений проще использовать камни с естественными гранями, которые и без обработки выглядят гораздо привлекательнее, чем природные алмазы.
Рассмотрим древнейшие экспонаты алмазного фонда. Жезл, официально датированный 1762 годом, выполнен придворным ювелиром Экартом. Аграф, датируемый серединой XVIII века, был создан во времена правления Елизаветы Петровны. Экспонаты того времени подтверждают исключительность ювелирного искусства XVIII века, признанного за сохранение чистоты и бесцветности прозрачных камней в серебряных оправах. Отмечено искусство изготовления порта Букета 1770 года с золотыми стеблями, покрытыми зелёной эмалью, и бриллиантовой лентой, завязанной сверху с висящим бантом. Звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного и великая императорская цепь этого ордена были изготовлены в 1798-1799 годах. В то время как сейчас подобные изделия производятся на специализированных предприятиях, ранее об этом месте изготовления информация не сохранилась, известны лишь имена мастеров. Особенно интересен термин "придворный ювелир Экарт". Это понятие вызывает вопросы о том, какие именно оборудование и технологии использовались в те времена и почему сегодня не существует должности придворного ювелира.
Давайте обратим внимание на ещё один исторический предмет. Речь идет о скипетре, созданном в период с 1771 по 1773 годы. Особое внимание заслуживает тот факт, что в скипетр был вмонтирован огромный бриллиант, весом приблизительно 190 карат, известный как Камень Орлов. На тот момент это был самый большой бриллиант в Российской Империи. Каждый значимый бриллиант имеет свою уникальную историю происхождения. У некоторых из них история довольно проста и очевидна: камень находят, ограняют, затем его покупают и дарят какой-либо царственной особе. Однако история бриллианта Орлов полна запутанных и противоречивых событий. Верить в неё можно, только если регулярно забывать о здравом смысле и немного употреблять алкоголь. Расскажу эту историю кратко. Камень был найден в XVI-XVII веках в Индии и использовался в качестве глаза в статуе Шерингам в храме Брамы.
В определённый исторический момент алмаз был огранён в стиле "индийская роза", при этом кристалл потерял половину своего веса. Затем алмаз был украден английским или французским солдатом, который служил в Индии на испанской стороне и временно стал монахом этого храма. Этот солдат продал алмаз за бесценок английскому капитану. Вернувшись в Лондон, англичанин перепродал камень еврейскому торговцу за 12 тысяч фунтов. После ряда перепродаж камень приобрёл армянский купец Григорий Сафрас. В 1772 году Григорий Сафрас продал половинную долю бриллианта Ивану Лазареву, придворному ювелиру, за 125 тысяч рублей и передал ему камень. В следующем году, 1773, Лазарев перепродал его графу Орлову за 400 тысяч рублей с оплатой в течение семи лет. Позже Орлов подарил бриллиант Екатерине II. Это лишь одна из версий путешествия этого бриллианта, существуют и другие, не менее детективные версии, включая истории о зашивании камня в ногу.
Исторические сведения о бриллианте представляются крайне запутанными. Непонятно, как кристаллу удалось пережить множество путешествий, и к тому же эти данные не подкреплены документальными свидетельствами. Ещё один древний бриллиант – это Черный Орлов, который является одним из загадочных черных алмазов мира. С самого начала вокруг этого камня царит тайна, касающаяся его происхождения, предыдущих владельцев и места добычи. Согласно легенде, кристалл изначально украшал статую индийского божества Брахмы и был похищен, что породило мифы о его проклятии. Изначально бриллиант имел массу 195 карат, но после обработки и шлифовки потерял 67,5 карата.
Процесс обработки черных бриллиантов является чрезвычайно трудоемким. Важно, чтобы в процессе шлифовки мастер учитывал расположение внутренних включений. Работа с черным бриллиантом требует высокой осторожности, чтобы в итоге не потерять глубину его цвета и природную яркость. Особенность этого бриллианта заключается также в том, что внутри него графитовые включения распределены равномерно. Камень поражает своей твердостью, блеском и яркостью. Такие явления, как этот черный бриллиант, природа создает крайне редко, поскольку обычно черные бриллианты не подлежат шлифовке из-за хаотично распределенных внутренних графитовых включений, однако в этом случае ситуация иная.
С момента кражи бриллианта сведения о судьбе этого легендарного черного алмаза на долгое время исчезают из исторических хроник. Не удалось найти ни монаха, ни других возможных грабителей алмаза, которые могли бы указать на след пропавшего черного кристалла. Значительно позже, уже в XVIII веке, черный бриллиант появляется в Великобритании, куда его завезли англичане после завоевания Индии. Согласно другому источнику, знаменитый камень был привезен из Индии в Россию русской княгиней Надеждой Орловой. В итоге камень каким-то образом оказался в России и стал собственностью княгини Орловой, отчего и получил название "Черный Орлов".
Согласно выводам независимых учёных, эти бриллианты обладают гораздо более древней историей, их возраст насчитывает не менее нескольких тысячелетий, а их происхождение относится к так называемому Скифскому периоду. Алмазы были обнаружены и огранены на территории России, в то время как вся сложившаяся запутанная история является выдумкой, призванной поддерживать миф о присущей славянам отсталости. В этой части текста предполагалось рассказать о современных методах добычи алмазов, но чтобы не утомлять вас, мы сразу перейдём к описанию процесса огранки, чтобы вы могли оценить всю сложность этой операции. Обработка алмазов в бриллианты – это сложный и ответственный процесс, требующий специализированных знаний и оборудования. Ценность камня определяется не только его размером, формой, цветом и чистотой, но и типом огранки, при которой необходима математическая точность для того, чтобы кристалл мог отражать свет со всех своих граней.
Огранка алмаза усложняется из-за его твердости, которая составляет 10 баллов по шкале Мооса, что является максимальным показателем. Обработать алмаз можно только с помощью другого алмаза. Распил алмазов производится при помощи лазера или алмазной пилы, скорость вращения которой достигает 9000 оборотов в минуту. Отшлифовка камня осуществляется другим алмазом, в результате чего образуется алмазная пыль, используемая в производстве бриллиантов. Для дальнейшей шлифовки и полировки камни приклеиваются к специальным оправкам. Держатель нагревается в печи, чтобы клей надёжно закрепил алмазы. Алмаз, закреплённый на держателе, устанавливается в ручное приспособление – цангу. С помощью регулировочных винтов огранщик корректирует положение камня в цанге, так чтобы алмаз располагался на диске под нужным углом, что позволяет бесформенному камню приобрести площадку, грани и клинья.
Для полировки используют чугунные диски с покрытием из алмазной крошки. Чтобы алмазный порошок оставался на поверхности чугунного диска, применяется специальное фиксирующее вещество. Скорость вращения такого диска достигает 1000 оборотов в минуту. Завершающий этап обработки – кипячение в серной кислоте, что позволяет удалить с бриллианта грязь, масло и остатки алмазной пыли. Параметры огранки разработаны так, чтобы, говоря утрированно, учитывать преломление света через алмаз, так что максимальное количество света, попадая в камень, отражается обратно, создавая ту знаменитую игру света и цвета, которая и делает алмаз столь ценным. Этот световой эффект делает камень живым, переливающимся изнутри.
Что касается исторических методов огранки, например, в так называемое отсталое 18 веке, точные сведения о техниках огранки отсутствуют. Если кажется, что это просто, попробуйте самостоятельно обработать любой камень до состояния ювелирного изделия, используя только ручные инструменты, без современного оборудования. В случае неудачи становится ясно, что уже в 18 веке должно было существовать оборудование для огранки алмазов, не уступающее современным стандартам. Именно такое оборудование позволяло создавать изысканные бриллианты и ювелирные украшения, поражающие своей красотой и мастерством исполнения. Что думаете?