Чаще всего, в таком виде спорта как хоккей, на виду именно атакующие члены команды. Иногда заметными героями матча становятся вратари, которые отражают подавляющее большинство опасных атак на свои ворота (а то и абсолютно все атаки при должном везении и мастерстве).
В этом отношении, в подавляющем большинстве случаев, защитники оказываются незаслуженно забытыми игроками. А ведь именно они – основа обороны и несокрушимости своих ворот.
Сегодня я решил вспомнить о самых жёстких защитниках в истории советского хоккея. О тех мужественных хоккеистах, которые обладали настоящим бойцовским характером и нередко вступали в успешное противостояние с противниками намного крупнее себя. Именно поэтому этих молодцев боялись и канадцы, и американцы, и чехи – ничего не могли противопоставить советской несокрушимости.
1. Михаил Татаринов
Профессиональный путь такого хоккеиста, как Михаил Татаринов, очень богат на события. Начав играть в такой малоизвестной команде, как «Сокол», основную карьеру герой этого раздела построил в известнейшем клубе – «Динамо Москва». И именно с этого клуба попал в сборную СССР, а несколько позже перешёл в НХЛ.
Татаринов заслуженно входил в когорту лучших защитников Советского Союза в первой половине 80-х. Уроженец небольшого сибирского города Ангарска не выделялся крупными размерами тела, но был выносливым, коренастым и крепким мужчиной, под стать «настоящему» жителю сурового северного региона.
В Ангарске были сделаны первые шаги к признанию, славе и почёту. Но именно «большой хоккей» для Михаила начался в Киеве, в команде «Сокол», в которой он быстро обратил на себя внимание спортивной общественности благодаря сильному броску, «непробиваемости» и прочими незаурядными способностям.
На Чемпионате мира среди юниоров 1986 года Татаринов был признан лучшим игроком на своей позиции. Благодаря столь выдающемуся достижению перспективного защитника переманили в столичное «Динамо». И уже в московской команде, незамедлительно после перехода, Михаил стал ключевым игроком нового клуба.
Хоккей – опасный вид спорта. И из-за тяжёлой травмы судьба распорядилась так, что в 1988 году Татаринов не попал на Олимпиаду. Однако на первенстве планеты 1990 года всё-таки «взял своё» и был признан лучшим защитником этого состязания.
Главные отличительные особенности Михаила на льду – стремление вести борьбу до победного конца, неуступчивость, напористость и цепкость. Но переход в НХЛ несколько ухудшил положение Татаринова, так как последовала целая череда взлётов и падений, которая привела к необходимости часто менять клубы.
Но после всех этих «качелей» советский защитник, даже на излёте карьеры, всё-таки смог реабилитироваться в своих глазах и глазах публики, став ключевым игроком в составе «Квебек Нордикс», где и повесил «свои коньки на стенку».
2. Александр Рагулин
Александр вошёл в большой спорт в составе «Химика», но наивысших результатов достиг в «ЦСКА», откуда и попал в сборную Советского Союза.
Только начиная просматривать заслуги и достижения Александра я сразу же понял, что передо мной раскрывается биография выдающегося мастера своего дела. Более того, Рагулин был настоящей душой компанией и вне спортивной баталии числился добрым и отзывчивым человеком, которого все звали не иначе, как «Палыч». Но когда «Палыч» выходил на лёд, он становился принципиально другим – жёстким, хладнокровным, очень расчётливым исполином, который своими повадками напоминал самого настоящего медведя.
К слову, канадцы так его и величали – «Русский медведь». И ведь было отчего, так как при росте в 185 сантиметров герой этого раздела весил 105 килограмм мышечной массы! И это было тем более удивительно с учётом того, что Александр появился на свет в очень неспортивной и интеллигентной семье архитекторов.
В спортивных СМИ нередко вспоминают о легендарном конфликте «Палыча» и канадского задиры – Фила Эспозито, который разразился в рамках Суперсерии 1972 года. Тогда на московской ледовой арене наглый канадец, главная задача которого была вывести Александра из себя, успешно справился с заданием тренера и после серии препирательств полез в драку. В момент короткой, но зрелищной и эпичной потасовки Рагулин получил клюшкой по лицу, но в долгу не остался и отвесил Филу увесистый удар локтём.
Оба хоккеиста были наказаны за такую самодеятельность. Но что примечательно, вне спортивной арены начали общаться и очень хорошо относятся друг к другу и по сей день.
В этом и есть вся прелесть спортивной баталии – когда она прекращается, многие спортсмены немедленно садятся за общий стол, с азартом вспоминая былые подвиги и заслуги. Не правда ли – идеальное завершение недавнего противостояния?
3. Зинэтула Билялетдинов
Ещё один прославленный советский хоккейный защитник экстра-класса – это Зинэтула Билялетдинов. Высококлассный спортсмен, воспитанник Аркадия Ивановича Чернишова, был вынужден долгое время доказывать своему наставнику, что достоин его покровительства. И ведь было отчего и почему сомневаться прославленному тренеру – юный хоккеист на старте карьеры выглядел худым и тщедушным даже на фоне юрких и подвижных нападающих.
Однако в результате упорных тренировок габариты тела увеличились, а показатели силы и выносливости стали столь выдающимися, что заставили содрогнуться и более именитых и опытных коллег. Это и предопределило попадание Зинэтулы сначала в основной состав «Динамо Москва», а потом и в сборную страны. Более того, позволило стать обладателем «Кубка Канады» 1981 года, 6-кратным Чемпионом мира и Олимпийским чемпионом 1984 года.
Было бы нечестно рассказывая о Билялетдинове не вспомнить о его главном партнёре – Василии Первухине. И если Зинэтула был классическим «силовиком», то Первухин пересиливал соперников именно техническими умениями, что и образовывало крайне эффективный симбиоз двух игроков в своей зоне ответственности.
4. Алексей Касатонов
Алексей Касатонов – игрок «СКА», «ЦСКА» и сборной СССР, является выходцем из ленинградской школы хоккея и одним из «сокомандников» легендарного Фетисова, который не нуждается в представлении.
Касатонов прошёл «огонь и воду», пока зарабатывал себе имя на крупнейших международных соревнованиях. И всё это время незаслуженно находился в тени прославленного нападающего.
Но, как не крути, вместе с Вячеславом Алексей входил в состав той самой «первой пятёрки страны», которая раз за разом доказывала своё превосходство над любым противником на спортивной арене.
Интересен и стиль игры Алексея – спокойный, размеренный и даже немного флегматичный. Но несмотря на то, что Касатонов всегда старался избегать потасовок на льду, в виду обладания крупными габаритами тела, он на «раз-два» останавливал прорывы любых противников, становясь настоящей скалой на пути соперников. Причём всегда обладал высоким уровнем интуиции и всегда верно предусматривал подавляющее большинство рывком и бросков вражеских нападающих.
Ко всему прочему Алексей, несмотря на свою позицию защитника, обладал огромной выносливостью, благодаря которой часто подключался к атаке и нередко забрасывал решающие шайбы в особо упорной борьбе.
5. Валерий Васильев
Валерий Васильев начал свою карьеру в хоккейном региональном клубе «Торпедо Горький», но за свою выдающуюся игру быстро перешёл в состав сверхпрестижного клуба «Динамо Москва», а уже оттуда попал в сборную СССР.
Наверное многие согласятся с тем, что именно Валерия можно назвать «лучшим из лучших игроков» среди защитников. В своё время мировая пресса сравнивала Васильева с легендарным Бобби Орром. И немудрено – жёсткая манера игры в сочетании с высочайшим мастерством позволяли этому хоккеисту в одиночку останавливать прорыв превосходящих сил противника.
Валерий Иванович – идеальный игрок для обороны. Юный хоккеист прошёл отличную школу в паре с Виталием Давыдовым, с которым продолжил эффектно и эффективно играть в рядах сборной Советского Союза. Но именно характер и выдержка закалились на обычных советских окраинах – Васильев рано лишился отца, влился в состав молодёжной нижегородской группировки и практически дневал и ночевал на улицах.
Если бы не тренер – Аркадий Чернышов, впервые заприметивший сильные черты характера будущего двукратного Олимпийского чемпиона и трижды «лучшего защитника мира», то ещё неизвестно куда бы завела Васильева «кривая судьбы». Скорее всего – на скамью подсудимых, а оттуда – в места не столь отдалённые.
Но именно (цитата) «второй отец» первым открыл самородок посреди уличной грязи и смог поверить в сорванца, портреты которого уже висели в кабинете отдела по делам несовершеннолетних.
Неустрашимость Валерия Ивановича поражала противников. Те же канадцы почётно величали его «Хозяин тайги», так как создавалось впечатление, что и в том случае, если потолок хоккейной арены обрушится на лёд, Васильев и дальше будет невозмутимо и эффективно защищать свои ворота от любого прорыва.
Целых пять раз Васильев входил в символичную сборную лучших хоккеистов планеты. Более того – опытные тренера (тот же Тарасов) старались не выпускать против Валерия Ивановича своих лучших игроков – опасались, что «Хозяин тайги» попросту «помнёт» особо ретивых нападающих. Это, к слову, чинило некоторые препятствия в карьере одного из лучших защитников планеты, так как он не умел отступать даже по «очень-очень важной просьбе высокопоставленных и компетентных лиц».
Но судьба, на этот раз, распорядилась справедливо с Валерием – после ухода Михайлова с поста капитана сборной страны, по согласованию с коллективом, это почётное место занял именно Васильев. И это при том, что он был «динамовцем» в ту пору, когда основа хоккейной сборной страны сплошь состояла из представителей «ЦСКА». И именно этот «динамовец» – единственный игрок в отечественной истории, который в качестве капитана лично взял в руки «Кубок Канады» 1981 года, чем подтвердил торжество советской школы хоккея над самой известной иностранной школой.
Не забывайте ставить лайк, если понравилось и подписываться на канал, чтобы видеть мой контент чаще. Спасибо за прочтение, а пока рекомендую: