Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Мотивы северного модерна в сталинском ампире, или За что извинялся архитектор

Оглавление

Об этом доме рассказывают очень немногое. И это еще одно строение на Кутузовском проспекте, которое совсем недавно облагородили, отреставрировав фасады.

Вопреки заключительным словам вчерашней моей заметки, покажу вам и его, прежде чем отправиться дальше в своих виртуальных прогулках по Москве.

По Кутузовскому он имеет номер 1 и стоит на углу с набережной Тараса Шевченко, где значится под седьмым номером. А когда-то его адресом и вовсе было 1-я Бородинская, 19.

К слову сказать, ничуть не кажется удивительным, что в Москве до сих пор существует набережная Тараса Шевченко и некоторые другие топонимы, да и памятники тоже уцелели, никем не тронутые.

-2

Автор проекта этого дома – градостроитель, педагог и советский архитектор Леонид Михайлович Поляков, автор гостиницы «Ленинградская». Рассказывают, что...

...Товарищ Сталин благоволил к нему

Награждал премиями и поручал важные, ответственные работы.

А вот следующий правитель, который боялся мертвого Сталина не намного меньше, чем живого, рассчитался с Поляковым за былую популярность и «национальные мотивы старорусского зодчества».

(7 фото)

Зодчий очутился во всесторонней опале и спустя два года был вынужден публично «исповедаться» перед коллегами и высокими товарищами:

«Я думаю, что выступать с покаянной речью, откреститься от всего сделанного мною и наобещать в самом непродолжительном времени стать безгрешным было бы несерьезным. Поэтому я ограничусь тем, что скажу о своем полном согласии со всей критикой в мой адрес. Было бы неискренним с моей стороны, если бы я скрыл от вас то глубокое горе, которое мною овладевает, когда я вижу, что мои значительные произведения приняты и поняты не так, как я ошибочно рассчитывал…
Я заверяю вас, что приложу все свои усилия для того, чтобы создать новые произведения, которые будут удовлетворять мою художественную совесть и в то же время ответят всем условиям современного строительства, будут поняты и приняты советским народом… Я отнюдь не похож на того субъекта с медным лбом, которого нарисовал в своем докладе товарищ Абросимов и назвал моей фамилией. Я все понял и искренне принял… Я прошу еще раз поддержки в том, чтобы мне дали успокоиться, вывели меня из невозможного состояния “дежурного” примера всех нелепостей и несуразностей. Я прошу также немного объективности. Не забывайте и положительных сторон моей работы»
(Из выступления Леонида Полякова на Втором Всесоюзном съезде советских архитекторов)

Но в начале сороковых до этого было еще далеко.

Дом был построен и сдан в эксплуатацию в 1940 году и, возможно, не очень похож на привычный нам сталинский ампир. Кажется, что в нем даже больше от ренессанса, северного модерна и неоклассицизма доходных домов начала двадцатого века (5 фото).

Вот только стилизованные лепные гербы на верхних этажах выдают эпоху.

-5

Строился он как...

...Жилой дом сотрудников газеты «Известия»

Власть в те годы поддерживала и активно развивала печатное слово, и являться журналистом крупной, а уж тем более московской газеты в самой читающей стране мира было весьма почетно.

Более того, газеты уровня «Правды» всегда считались явным рупором Партии и атрибутом избранных, а вот «Известиям» доверяли как коммунисты, так и беспартийные читатели.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Писателей и журналистов всячески поддерживали и уважали.

Собственно, вскоре здесь поселились и люди, не принадлежавшие к акулам пера.

К примеру, кинооператор Вадим Валентинович Алисов, снявший такие классические картины, как «Забытая мелодия для флейты», «Жестокий романс» и «Вокзал для двоих», а в новейшей истории «На Дерибасовской хорошая погода», «Ширли-мырли» и «Привет, дуралеи» Эльдара Рязанова.

Кроме этого – актер Театра кукол имени Сергея Образцова Юрий Германович Калинников, скульптор Олег Константинович Комов, дважды Герой Советского Союза, командующий Военно–Воздушными Силами Александр Александрович Новиков... да и многие другие.

(5 фото)

А вот одним из пишущих жильцов дома стал «литературный отец» Василия Теркина Александр Трифонович Твардовский. Он поселился здесь в 1950-х. Кто-то предполагает, что в этом доме бравый солдат Великой Отечественной и «родился». Однако это не так. Поэма была написана Твардовским гораздо раньше, её первая публикация случилась в 1942 году.

Жила вместе с отцом здесь и дочь поэта, театральный художник Ольга Александровна Твардовская, в замужестве Макушенко.

В 1977 году на стене дома установили мемориальную доску в честь поэта. Ее создали скульптор Татьяна Ивановна Калёнкова и архитектор Сергей Анатольевич Захаров.

-8
  • А вот теперь я точно на какое-то время оставлю рассказы о Кутузовском проспекте и отправлюсь дальше. Впереди ждет несколько рассказов о давно знакомых нам центральных улицах Столицы и неизвестных, хоть и знакомых нам с детства домах, что стоят там. И после них – еще очень много других историй.

Не переключайтесь!

-9
Москва, Кутузовский проспект, 1/7, 121248

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!