Найти в Дзене
КОСМОС

Судьба двух суперлинкоров нацистской Германии

Оглавление

На момент начала Второй мировой войны большинство мировых держав запаслись массивными линкорами. Многие военные стратеги считали, что эти плавучие стальные крепости будут основой будущих морских сражений. Британский Королевский флот имел пятнадцать линкоров на момент начала войны. В Соединенных Штатах было семнадцать линкоров к моменту нападения японцев на Перл-Харбор. Германия, с другой стороны, имела всего два. Эти два линкора, "Бисмарк" и "Тирпиц", должны были противостоять британскому флоту в северных водах вокруг побережья Германии.

Эти корабли были монстрами. Каждый линкор водоизмещал более 40 000 длинных тонн и имел восемь 380-миллиметровых морских орудий и дюжину 150-миллиметровых пушек. Так что же с ними стало? Какова была судьба линкоров Германии? Смогли ли они выполнить свою задачу господства на море против британского сопротивления?

Немецкий линкор "Тирпиц"

-2

"Тирпиц" был спущен на воду 1 апреля 1939 года, всего за несколько месяцев до рокового вторжения в Польшу. "Тирпиц" был построен и спроектирован для борьбы с французскими линкорами в Атлантике, но эти планы так и не были реализованы. Франция капитулировала в 1940 году до того, как "Тирпиц" был готов к бою. В 1941 году Германия вторглась в Советский Союз, и "Тирпиц" переключился на потенциальные действия в Балтийском море, а не в Атлантике. Однако порт, в котором находился "Тирпиц", подвергался постоянным вражеским бомбардировкам с воздуха, что замедляло подготовку корабля к боевым действиям.

Когда пришло время для "Тирпица" вступить в бой, его не отправили ни в Балтику, ни в Атлантику. Его отправили в Норвегию. "Тирпиц" провел годы, действуя как флот в готовности* вокруг Скандинавии.

*Флот в готовности — это военно-морские силы, которые могут препятствовать вражескому судоходству и кораблям. Флот в готовности не обязательно должен быть активным. Он может находиться в порту. Это сдерживающий фактор и постоянное присутствие, с которым враг должен считаться, но которое не обязательно представляет собой активную угрозу.

"Тирпиц" проводил свои дни, плавая по норвежским фьордам, замаскированный и избегая британских воздушных атак. В отличие от британцев, американцев и японцев, немцы никогда не запускали авианосцев. Британцы использовали свои авианосцы в Северной Европе для успешных атак на "Тирпиц", удерживая его неэффективным.

Как и японцы, немцы узнали, что перемещение огромного линкора по неэффективным задачам поглощало десятки тысяч литров ценной мазутной нефти, которую можно было использовать в другом месте.

Союзники начали десять отдельных операций против "Тирпица", начиная с 1942 года и до 1944 года. Корабль находился под постоянным наблюдением и постоянными атаками.

В конце концов, одна из атак оказалась успешной. После серии взрывов, прорвавшихся через корабль, он стал нестабильным. "Тирпиц" опрокинулся и затонул под тяжелой воздушной бомбардировкой 12 ноября 1944 года. Примерно 1 000 немецких моряков погибли. Верхняя часть корабля застряла в морском дне, и после войны была проведена обширная спасательная операция, чтобы спасти то, что можно было спасти из обломков.

Немецкий линкор "Бисмарк"

-3

В отличие от своего сестринского корабля, "Бисмарк" смог активно участвовать в боевых действиях. "Бисмарк" был немедленно отправлен в Северную Атлантику для атаки на союзнические конвои. В мае 1941 года "Бисмарк" вышел в открытое море и начал наступательные операции. Но его военная служба, хотя и более славная, была трагически короткой. Британцы просто имели слишком много военно-морских ресурсов для противостояния одной немецкой флотилии.

"Бисмарк" и его сопровождающий тяжелый крейсер "Принц Ойген" вступили в бой с линкором "Худ" и линкором "Принц Уэльский" в Датских проливах. Это было традиционное морское сражение. Корабли обстреливали друг друга с большого расстояния своими массивными орудиями. "Худ" был уничтожен комбинированным огнем двух немецких кораблей.

Хотя это была краткосрочная победа, она имела большую цену. Британцы не позволили "Худу" затонуть напрасно. Теперь, когда местоположение "Бисмарка" стало известно, британцы развернули свои превосходящие силы для отслеживания и преследования корабля. Месть была в их мыслях и сердцах.

Британцы развернули последние оставшиеся тяжелые корабли, включая два линкора, чтобы преследовать "Бисмарк". Они отказались от топливных ограничений, чтобы преследовать немецкого монстра в течение нескольких дней. Немецкий линкор больше не выходил из поля зрения с того момента.

Британцы неустанно преследовали "Бисмарк", пока не удалось заклинить и уничтожить руль, оставив вражеский корабль неподвижным.

Линкор был уничтожен 27 мая 1941 года, всего через несколько недель после начала боевых операций. Корабль был затоплен после нанесения непоправимых повреждений со стороны британцев. "Бисмарк" погиб намного раньше "Тирпица", но, возможно, был более успешным. По крайней мере, "Бисмарк" больше не расходовал ценное топливо в будущем. В обоих случаях Германия не смогла избежать военно-морской петли, наложенной на нее союзниками.

Наследие

Немцы усвоили те же уроки, что и японцы, британцы и американцы во время Второй мировой войны. Линкоры были хороши в теории, но они были устаревшей оружейной платформой. Линкоры были слишком большими, слишком тяжелыми, слишком дорогими и слишком зависимыми от топлива, чтобы быть эффективными в современных военных операциях. Линкоры постоянно были уязвимы для воздушных атак. Их было легко обнаружить и достаточно медленными, чтобы отслеживать на больших расстояниях.

Оба немецких линкора погибли бесчестной смертью. Ни один из них не был эффективен. Ни один не изменил ход войны. В обоих случаях линкоры, вероятно, были большей обузой и обременением для Германии, чем полезностью.

"Бисмарк" был уничтожен после решительного преследования британцами в Северной Атлантике. "Тирпиц" пытался скрываться как можно дольше, прежде чем постигнуть ту же участь у берегов Норвегии годами позже.

Такова была судьба двух линкоров Гитлера во время Второй мировой войны.