«Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем», — британский премьер Уинстон Черчилль выступил по радио в тот же день, когда Гитлер вторгся в СССР. Считается, что Великобритания была первым из иностранных государств, которое объявило о готовности вместе с Советским Союзом воевать против фашистской Германии.
Но это не так. Шестью часами ранее войну Гитлеру объявила маленькая сибирская республика Тува, затерявшаяся между Алтаем и Саянами в верховьях Енисея. Жаль только, что фюрер об этом так и не узнал, ибо в 1941 году Тувинскую республику во всем мире признали только два государства — СССР и Монголия. Тем не менее Тува внесла огромный вклад в победу над фашизмом. И не только материальный.
Под советским куполом
До начала XX века о Туве мало кто знал в Российской империи. Тюркоязычный народ, живший у отрогов Саянских гор, всегда культурно и экономически тяготел к Монголии, которая в то время входила в состав Китая. И когда в последнем началась революция, тувинские князья стали выбирать, к какому бы государству им присоединиться, чтобы быть «как за каменной стеной». Выбрали Россию. Так в 1914 году на карте империи появился Урянхайский край со столицей в Белоцарске (нынешний Кызыл).
Однако Тува не стала одной из провинций, а находилась под протекторатом России. Это означало, что она сохраняла свои органы управления и вела пусть и формальную, но собственную внутреннюю политику. С приходом к власти большевиков ничего особо не поменялось, только вместо Урянхайского края стала Тувинская Народная Республика, формально полностью независимая, фактически — под политическим и экономическим куполом Советского Союза.
В таком положении она и встретила войну. Столь оперативное вступление в нее объяснялось просто — 22 июня 1941 года в Кызыле проходил Великий Хурал (республиканский съезд), поэтому после получения известия о вторжении гитлеровской Германии, все 334 депутата единогласно приняли декларацию о вступлении республики в войну на стороне СССР.
Общая война
Вооруженные силы республики (490 человек) перевели на военное положение, в военкоматы хлынули добровольцы. Однако Советский Союз решил с ними повременить, объяснив отказ малой численностью населения Тувы. И действительно, в 1941 году на территории республики размером с Австрию и Венгрию проживало не более 100 тысяч человек — население среднего советского города.
Но решив повременить с людской помощью, СССР не отказался от помощи материальной. И вот здесь вклад Тувы был колоссальным. Первое, что сделала республика, это передала «старшему брату» весь свой золотой запас стоимостью 30 миллионов рублей. Кроме того, всё добываемое тувинское золото отныне пошло прямо в СССР.
Уже к осени тувинская промышленность встала на военные рельсы. На лесозаводах стали делать лыжи, на кожевенных производствах — полушубки и ремни, а вся сельскохозяйственная продукция пошла в Красноярский край, откуда эшелонами отправлялась на запад. Всего за годы войны маленькая республика поставила свыше тысячи тонн мяса, сотни тонн муки, десятки тонн меда, топленого масла и плодово-ягодных консервов. А кроме этого, 52 тысячи пар лыж, 10 тысяч полушубков, 19 тысяч пар рукавиц, 16 тысяч пар валенок и 67 тонн шерсти.
И это только на государственном уровне. А ведь еще были и простые люди, которые жертвовали в дело общей победы домашний скот и личные сбережения. Так, каждая тувинская сельская семья передала фронту от 10 до 100 голов своего скота, а на собранные народом деньги в 1943 году на новосибирском авиационном заводе построили 10 истребителей Як-7Б. Тувинская эскадрилья вступила в боевые действия на Брянском фронте. Вот только путь ее оказался коротким — после первого же боя в составе 133-го истребительного авиационного полка не осталось ни одного тувинского самолета.
Черная смерть
А между тем тувинские добровольцы продолжали осаждать военкоматы, а правительство республики — Наркомат обороны СССР. Жителям было обидно, так как на их глазах всё это время шел призыв советских граждан, проживавших в Туве, в то время как самим тувинцам в приеме на фронт упорно отказывали. Но капля камень точит — в сентябре 1943 года в Кызыле состоялись проводы первого добровольческого эскадрона, состоявшего из 208 человек.
После недолгого обучения тувинцев определили в распоряжение 6-го гвардейского кавалерийского корпуса, воевавшего на Украине. И вот тут они показали, что значит неукротимая ярость маленького народа.
В ходе боев на Волыни в январе 1944 года кавалеристы-тувинцы на своих маленьких лохматых конях с национальными саблями в руках накинулись на передовые части немецкой пехоты, обратив их в бегство. Позже пленный немецкий офицер Генрих Ремке рассказывал на допросе, что зрелище это «деморализующе подействовало на моих солдат, подсознательно воспринявших этих варваров как полчища Аттилы».
И тому были причины. Во-первых, тувинцам разрешили оставить национальные одежды (в них они облачались перед боем) и амулеты. Вид «большевистско-монгольской орды» с кривыми саблями, обвешанной разноцветными плетеными косичками и колокольчиками, действительно вселял ужас и лишал немцев боеспособности. А во-вторых, руководствуясь национальными правилами ведения войны, тувинцы никогда не брали пленных. Молва об их беспощадности быстро распространилась по фронту. Именно поэтому гитлеровцы называли тувинский эскадрон «Чёрная Смерть» (по-немецки «Der Schwarze Tod»).
Особенно отличились тувинские добровольцы в освобождении Ровно. Заняв 1 февраля кирпичный завод, они не стали дожидаться подхода основных сил, а совершили дерзкий бросок в сам город. Ворвавшись на железнодорожную станцию, первобытные азиаты учинили там форменный хаос. Немцы, наслышанные про «Черную смерть», побросали технику и разбежались, попрятавшись под вагонами. Никто даже не пытался оказать кавалеристам сопротивление. За эту дерзкую вылазку 17 тувинцев были награждены орденами Славы.
Мал золотник, да дорог
Но «орлы Саянских хребтов» были только началом. Всего же на фронтах Великой Отечественной танкистами, пулеметчиками, санинструкторами воевало около 8000 тувинцев. 5550 человек были отмечены различными наградами.
Помогала Тува и освобожденным территориям. В 1944 году на Украину страна отправила 27 тысяч своих коров для восполнения утраченного поголовья. Вот только сделала она это уже находясь в составе СССР — 17 августа 1944 года состоялось присоединение республики к Советскому Союзу на правах автономной области.
Пусть помощь маленькой Тувы в масштабах всей страны и выглядит как капля, но она вполне вписывается в известную поговорку: мал золотник, да дорог. Да и в самой республике считают так же — недаром на 9 мая в Кызыле появляются плакаты «Тува — победе голова». И можно простить тувинскому народу эту преувеличенную метафору, ведь в годы войны он искренне делился последним во имя победы над фашизмом. Спасибо им за это.
Среди народов СССР были и те, кто по тем или иным причинам воевал на стороне Гитлера. Из них вермахт формировал национальные подразделения. Но история грузинского батальона «Царица Тамара» показательна тем, что на исходе войны он обернул штыки против своих покровителей 👇: