Кажется, пора уже навсегда морально отпустить те славные времена, когда на первоначальный взнос за новый автомобиль можно было накопить за полгода или год. Когда покупка машины в целом была чем-то приятным, но не эпохальным событием для всей семьи, родни и друзей.
Короче, не как в советские времена. И мне сейчас опять напишут в комментариях, что я почему-то хаю СССР. А в чём ложь то? Если так оно и было.
Советский человек с личным автомобилем — это скорее исключение, чем данность. И если верить прогнозам аналитиков из ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), мы снова движемся к такому же положению вещей, как в Советском Союзе.
Правда ли, что сегодня купить новый автомобиль в разы сложнее, чем 10 лет назад?
Да, это определенно так. Эксперты подсчитали, что в 2014 году новый автомобиль хотя бы в кредит мог позволить себе каждый третий взрослый житель нашей страны.
Средняя стоимость нового автомобиля тогда составляла 1 001 600 рублей. При средней зарплате в 34 000 рублей на то время требовалось отложить 60 получек, чтобы накопить на машину целиком.
Сегодня цифры совсем другие. Теперь средняя цена нового автомобиля у нас в стране составляет 3 350 000 рублей. При средней официальной зарплате в 80 000 рублей требуется отобрать у себя и сложить в копилку уже 82 получки.
Да, здесь вы можете мне возразить, что ваша зарплата так и осталась на уровне 34 000 рублей, но и покупать вы собираетесь Ладу Гранту за миллион, а не китайский кроссовер с кожей и панорамой за 3,3 миллиона.
Хорошо, но суть ведь от этого совсем не меняется. Лада Гранта в 2014 году стоили совсем не миллион, верно? Поэтому вам всё равно надо отложить заметно больше денег, чтобы приобрести личный транспорт.
Мы здесь говорим только про новые автомобили, потому что именно по ним делали расчёты эксперты из РОАД.
Но будет логично предположить, что если их прогноз сбудется, а для этого есть все основания, то вторичный рынок попросту подтянется за первичным, как это обычно и происходит.
Каким образом случится так, что через 5 лет лишь 5-7% россиян смогут позволить себе новую машину хотя бы в кредит?
При двух условиях. Во-первых, если проект поэтапного увеличения утилизационного сбора примут. Это может больно ударить по покупателям уже в этом году.
Например, первое заметное поднятие «утиля» запланировано на октябрь.
Если оно произойдёт, то средняя цена новой машины вырастет уже до 4 000 000 миллионов рублей. А это уже 100 зарплат, а не 82 штуки.
Во-вторых, если Центробанк продолжит поднимать ключевую ставку. Как раз вчера она поднялась до 18%. Что это значит? А это значит, что уже в ближайшее время вырастут процентные ставки по тем же автомобильным кредитам.
И если сейчас они в среднем плавают на уровне 22-25%, то могут доплыть до 27-30% годовых.
Думаю, дорогие друзья, вы сами прекрасно понимаете, какие в этом случае будут ежемесячные платежи. Особенно с тем учётом, что уже сейчас средняя сумма по автокредиту составляет 1,5 млн рублей.
Очевидно, потому что большинство сдают свои машины в трейд-ин и доплачивают. Но это сумма будет расти.
И вот теперь представьте. Новенький китайский кроссовер за 4 миллиона рублей с кредитом в 2,5 миллиона по 27% годовых на 7 или 8 лет.
Прекрасная перспектива, не правда ли?
Почему в 2014 было проще?
Банально потому, что выбора на рынке было гораздо больше. Особенно в сегменте «аля Гранта». Это сейчас она осталась одна и никто даже близко по цене к ней подобраться не может.
Но ведь так было не всегда. Тогда были дешевые китайцы по плюс-минус такой же цене, например, Geely MK или Lifan Breez. Помните ещё такие машины?
Были живых продажи новых «Нексий» и «Матизов». Ещё цены на Renault Logan не улетели в космос. В конце концов, ещё не успели распродать последние запасы ZAZ Chance.
А какие были ставки по кредитам. Нашёл статью за декабрь 2014-го, где приводятся самые выгодные на тот момент автомобильные кредиты.
Скажем, есть вариант со ставкой в 12,25% годовых. Но большинство кредитных продуктов стоят на ставке в 14-15% годовых.
Куда мы идём?
Собственно, как я и написал в начале статьи, скорее всего, нас ждут похожие на СССР времена. По крайней мере, в плане личного транспорта.
Но знаете, нет. Скорее наш авторынок и автопарк будут похожи на кубинские.
Будет прослойка реально богатых людей, которые при любых раскладах без проблем поменяют один «Мерседес» на другой. Даже в условиях жесточайших санкций и ценника в 25 миллионов за этот «Мерседес».
За ними будет небольшой средний класс, способный тянуть автокредит с платежом в 30-50 тысяч рублей. Чтобы ездить на малоизвестном китайском кроссовере с труднопроизносимым названием.
Все остальные будут ремонтировать свои старенькие иномарки или Лады. Или ездить на общественном транспорте.
На такси в булочную тоже уже особо не поездишь. Когда из одного района в другой поездка 800 рублей стоит. Вот буквально на прошлой неделе пришлось проверить.
А как вы считаете, товарищи, это хорошо, что личный автомобиль снова становится роскошью или нет?
Своим мнением можно поделиться в комментариях ниже.
Советую посмотреть:
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.