Найти тему
GOOD CRAFT

Почему ребенок хочет умереть?

Например, десятилетняя девочка покончила жизнь самоубийством после того, как её подруга прекратила с ней общаться. Две тринадцатилетние школьницы, испугавшись наказания за прогул уроков, совершили прыжок с крыши, держась за руки. Их ровесник выпрыгнул из окна после ссоры с отцом, которому в школе сообщили, что его подозревают в мелких кражах.

За последние три года число попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло почти на 13%, а количество повторных попыток — на 92,5%. Об этом говорится в докладе уполномоченного по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой.

Причиной суицидального поведения является одиночество и разобщенность в нашем всё более технологичном мире. Семейное общение заменяется компьютером или игровой приставкой, у родителей и учителей не хватает времени на разговоры с детьми. В школе многие дети также страдают от ощущения изоляции и нехватки друзей. Контраст между «взрослым» образом жизни подростков и их душевной незрелостью становится всё более заметным.

Уже с раннего детства освоив интернет, к 9-10 годам дети уверенно ориентируются во взрослом мире: ведут блоги (причем довольно успешно), создают веб-страницы, пользуются гаджетами. Но эмоционально они остаются подростками – импульсивными, тревожными, легко впадающими в отчаяние и неспособными предвидеть последствия своих действий. Этот дисбаланс делает их беззащитными перед сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому в школьных конфликтах важно, чтобы родители поддерживали ребенка, как бы плохо он ни вел себя. Он должен знать: родительская любовь и поддержка не ослабеют, независимо от его поступков. Предпринять можно всё, кроме насилия и отвержения.


Предупреждение о суициде.
Практически все, а именно около 90% подростков, думающих о суициде, делятся своими планами. Но почти никогда взрослых не слышат или не хотят это услышать.

Суицид не передается по наследству.
Но семья, где уже был суицид, становится зоной повышенного риска для детей.

Агрессия превращается в аутоагрессию.
Если подросток угрожает суицидом в разгар семейной ссоры, родители должны немедленно остановить конфликт, каким бы вызывающим ни было его поведение.

Беседы о суициде не подталкивают к нему.
Разговаривая о своих тревогах, подросток освобождается от них. Главное, чтобы эти беседы не превращались в поэтизацию и героизацию смерти.

Измученная внутренняя жизнь
Самоубийство может быть спровоцировано маловажным с точки зрения взрослого событием, но катастрофическим для ребенка. Самооценка подростка может резко уменьшиться из-за плохой отметки или замечания. Страх наказания и школьные проблемы могут подтолкнуть ребенка к суициду.

Мы не желаем признавать, что наши дети думают о смерти, поскольку это напоминает нам о нашем родительском бессилии. Считается, что дети по определению счастливы, но на самом деле они могут жить в тяжелых условиях. Их психика часто истерзана не меньше, чем у взрослых. Чрезмерная ответственность, возложенная на ребенка, может подорвать его самооценку. Возможно, ему приходится заменять умершего брата или сестру, или родители уделяют всё внимание другому, заболевшему ребенку. Или родители безразличны и дают слишком много свободы там, где необходимы границы.

Неясное восприятие смерти
Для детей смерть – это как долгая болезнь или продолжительное отсутствие. Они верят, что после смерти жизнь продолжится, но уже без тех проблем, которые были "на этом свете". Виртуальные игры, где смерть не имеет значения, делают этот уход из жизни еще более абстрактным. Подростки часто считают, что можно умереть «не до конца» и уверены, что после суицида жизнь продолжится – только без невыносимых проблем.

У подростка отсутствует сформированное понимание ценности человеческой жизни, поэтому они готовы пожертвовать собственной жизнью ради мести обидчику или чтобы отстоять свою точку зрения. Самоубийство фактически направлено на близких, которые, как им кажется, препятствуют их жизни. Будучи неспособными выразить агрессию наружу, они обращают ее на себя. Молодежь начинает воспринимать себя так же негативно, как и тех, кого ненавидят, и это приводит к желанию самоуничтожения. Ощущение ценности жизни возникает из эмоциональных связей в семье. Когда подросток начинает ценить своих близких, он учится ценить и себя, и человеческую жизнь в целом.


Тревожные признаки

Замаскированность депрессии у подростков (как одного из основных факторов суицида) делает их трудно заметными и диагностируемыми. Человек, замысливший самоубийство, может не выглядеть подавленным, а напротив, испытывать жизнеутверждающие эмоции. Попытка суицида может быть мгновенным, импульсивным решением (у подростков чаще всего именно так и бывает). Важно внимательно относиться к молодым людям, которые ведут себя необычно, теряют интерес к своим увлечениям или часто говорят о смерти. Повторяющиеся ушибы или раны могут свидетельствовать о неудачных попытках суицида. В таких случаях необходимо предпринимать шаги к установлению контакта, задавать вопросы и делиться своими переживаниями.
Доверительный разговор с ребенком о его боли способен уменьшить суицидальные настроения.

Особенно важно учитывать, что депрессия у подростков может проявляться не так, как у взрослых. Вместо глубокой печали и апатии, подростки часто демонстрируют раздражительность, враждебность или беспричинные агрессивные реакции. Эти симптомы могут ошибочно восприниматься как обычные проявления подросткового возраста, что затрудняет распознание депрессии вовремя. В таких ситуациях важно обращать внимание на любые существенные изменения в поведении или характере подростка, особенно если они продолжаются долгое время и мешают его повседневной жизни.

Еще одной приметой, на которую стоит обратить внимание, является ухудшение успеваемости в школе или внезапное изменение в социальных отношениях. Подросток может начать
избегать друзей, изолироваться, терять интерес к занятиям, которые ранее приносили удовольствие. Это всё может быть отражением внутренней борьбы и свидетельствовать о том, что подросток испытывает глубокое эмоциональное страдание. Данная изоляция может усиливать чувство одиночества и безысходности, увеличивая риск суицидальных мыслей и поведения.

Особое внимание нужно уделять подросткам, у которых уже были прецеденты суицидальных попыток или самоповреждения.
Повторяющиеся акты самоповреждения часто являются криком о помощи и могут предшествовать более серьезным действиям. Родители и педагоги должны проявлять чуткость и открытость, показывать свою поддержку и готовность слушать без осуждения. Профессиональная помощь психотерапевта или психолога может сыграть ключевую роль в стабилизации состояния подростка и предоставлении необходимых инструментов для преодоления кризиса.

Формирование устойчивого ощущения ценности жизни у подростков требует вовлеченности и тепла со стороны близких. Эмоциональные связи и поддержка внутри семьи способствуют развитию здоровой самооценки и способности справляться с жизненными трудностями.
Чем раньше будут замечены тревожные признаки и предприняты соответствующие меры, тем больше шансов предотвратить трагедию и помочь молодому человеку обрести эмоциональную стабильность и уверенность в завтрашнем дне.