Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы УРО. Гибель «Отважного»

Оглавление

К началу 70-х годов Советский флот по количеству, качеству и активности кораблей добился почетного второго места в Мировом океане. Корабли под красным флагом ходили по всем океанам и морям, посещали самые экзотические порты. Одним из основных факторов "присутствия" были многочисленные большие противолодочные корабли (БПК). Первой серией этого сугубо советского класса были БПК проекта 61, поставленные советскому форту в количестве 20 единиц.

Это были универсальные боевые корабли, по натовской классификации эскадренные миноносцы УРО класса «Кашин», способные обеспечить советским эскадрам зенитное и противолодочное прикрытие в дальней морской зоне.

Дебютом нового Большого флота СССР в качестве силы мирового значения стали маневры «Океан» 1970 года с размахом планирования на всю планету.

Большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61 был построен на судостроительном заводе им.61 коммунара с заводским №1704. В состав флота он вошел 25 января 1966 года и так же как остальные собратья нес свою тяжелую, но необходимую Родине службу.

Первый командир БПК «Отважный» капитан 2 ранга Геннадий Евстигнеев все отдал ради скорейшего ввода в строй нового корабля. Но сердце не выдержало, и в декабре 1965 года с диагнозом “инфаркт миокарда” Геннадий Иванович был госпитализирован. Его заменил старший помощник командира эскадренного миноносца “Бравый” капитан 3 ранга Алексей Мурзаев.

-2

Водоизмещение: стандартное - 3550 тонн, полное - 4510 тонн. Длина: 144,0 м. Ширина: 15,8 м. Осадка: 4,6 м
Мощность газотурбинных установок: 4 х 18000 л.с. Скорость: максимальная - 35 уз., экономическая - 18 уз. Дальность плавания: 3640 миль
Вооружение: 2 пусковых установки зенитного ракетного комплекса "Волна-М" (32 ракеты), 2 спаренных 76-мм артиллерийских установки, 2 12-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000, 2 6-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-1000, 1х5 533-мм торпедный аппарат. Мог принимать 1 вертолет Ка-25. (ангара на БПК не было)
Экипаж: 266 человек.

Бортовые номера : 393 (1965), 383 (1967), 525, 523 (1968), 528 (1970), 197 (1971), 522 (1972), 520 (1972), 533 (1972), 532(1973), 522 (1974), 530 (1974).

На его счету 7 боевых походов, в том числе в составе оперативной эскадры для оказания помощи египетским вооруженным силам во время арабо-израильской "шестидневной" войны 1967 года, с 5 по 30 июня. В конце командировки советский корабль посетил Порт-Саид, продемонстрировав поддержку потерпевшему поражение, но не сломленному народу Египта.

-3
-4
БПК "Отважный" в Мессине, 19-22 октября 1973 года
БПК "Отважный" в Мессине, 19-22 октября 1973 года

Большой противолодочный Отважный на Спасском рейде Николаева. День ВМФ, июль 1974 года
Большой противолодочный Отважный на Спасском рейде Николаева. День ВМФ, июль 1974 года
БПК Отважный в Мессине, 19-22 октября 1973 года
БПК Отважный в Мессине, 19-22 октября 1973 года
-8
-9
в Таранто октябрь 1973
в Таранто октябрь 1973

В 1968-1969 годах «Отважный» прошел ремонт и модернизацию на том же заводе, модернизировано было ракетное вооружение под новые зенитные ракеты В-601. Ракета отличалась от В-600 конструкцией маршевой  ступени, боевой частью и тормозными щитками на стартовой ступени (для уменьшения дистанции падения стартовой ступени). Первые 7 кораблей получили новые ракеты в 1967 году.

ЗУР В-601 ЗРК М-1
ЗУР В-601 ЗРК М-1
ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1
ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1

16 марта 1969 года экипаж корабля понес первую потерю. Во время шторма в Николаеве при швартовке упал в воду и начал тонуть матрос Саит Шаипов. Старший лейтенант Владимир Иванович Скосырский прыгнул за борт и в ледяной воде между льдинами добрался до тонущего матроса. Он успел вытолкнуть его на льдину, но сам попал под очередную плавающую льдину.
За мужество и отвагу старший лейтенант В.И. Скосырский был награжден орденом Красной Звезды посмертно.

Владимир Скосырский. На фото слева
Владимир Скосырский. На фото слева

В 1969 году командиром БПК был назначен капитан 3-го ранга Иван Петрович Винник. До этого старпом гвардейского БПК «Красный Кавказ». Уже в 1970 году «Отважный» получил звание отличного корабля Черноморского флота. За отличные ракетные стрельбы в 1970 году экипаж награжден переходящим призом ГК ВМФ, в 1971 году приз снова остался на корабле.

-14

В том же году корабль участвовал в масштабных маневрах «Океан», во время которых совершил походы на Кубу и в Атлантику.

В 1970 году на корабле вновь произошел подвиг и экипаж понес еще одну потерю. В ноябре 1970 году начались проблемы в далекой африканской республике Гвинея. Против президента Ахмеда Секу Туре с территории португальской колонии Гвинея -Бисау вторглись вооруженные отряды оппозиционеров, при поддержке Португалии, которая с их помощью рассчитывала уничтожить партизанские лагеря повстанцев, которые боролись за независимость Португальской Гвинеи. Для поддержки законного правительства в Конакри прибыл БПК «Отважный».

Черноморцы героически вели себя и на берегу. При тушении пожара во время отпуска погиб старшина 1-й статьи Ю.С. Чуйкин. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с огнем, старшина 1-й статьи Ю.С. Чуйкин был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Подвиг старшины Чуйкина
Подвиг старшины Чуйкина

На следующий год БПК участвовал в учениях «Юг-71». Затем в 1972-1973 годах корабль БПК прошел очередной плановый восьмимесячный доковый ремонт в Севастополе.

6 октября 1973 года между Израилем и коалицией арабских стран началась новая война. С 7 октября СССР начал поставлять оружие и снаряжение Сирии и Египту морским путем. Для безопасности советских судов был сформирован отряд боевых кораблей и подводных лодок, в состав которого вошел и БПК «Отважный». Кроме сопровождения судов корабли занимались радиоэлектронной разведкой.

Затем в составе отряда кораблей контр-адмирала Л.Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами итальянские порты Таранто и Мессину. В составе 70-й бригады противолодочных кораблей он совершил свой последний боевой поход в Средиземном море с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года.

В августе 1974 года кораблю предстояли очередные учения, первый этап с 4 по 7, а второй с 27, при этом уже в качестве флагманского корабля управления. БПК «Отважный» обеспечивал стрельбы малых ракетных кораблей 41-й бригады, а также должен был принять участие в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. Корабль в этот период был не в лучшей форме, большинство опытных офицеров прошло замену или находились в командировках и отпусках.

29 августа 1974 года БПК «Отважный» успешно провел запланированные торпедные стрельбы. На следующее утро на рейде Стрелецкой бухты корабль принял на борт начальника штаба КЧФ контр-адмирала В. Х. Саакяна и группу старших офицеров флота. Тут же капитан Винник узнал о назначении командиром бригады противолодочных кораблей.

Задача на 30 августа была простой- обеспечить зенитные ракетные стрельбы в условиях радиолокационных помех с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. Погода в море в тот день была свежей, ветер 10-12 м/с, волнение 3-4 балла. До берега было 19 миль. В 9-55 корабль был на месте и на нем объявили учебно-боевую тревогу.

Далее начались проблемы.

В 9-58 корабль слегка тряхнуло в районе кормы. На корабле сразу остановили машины и объявили аварийную и боевую тревогу. Через 10 секунд раздался сильный взрыв, за кормовой трубой взметнулся столб огня. Еще через 20 секунд произошел 3-й взрыв, в районе ракетного погреба №8, с огненным столбом и черным дымом. Взрывом сорвало крышку погреба, которая вместе с пусковой установкой ЗРК врезалась в дымовую трубу. Начался сильный пожар. Команда начала борьбу за живучесть.

Взрыв образовал в борту корабля на уровне 8-го погреба две пробоины примерно 11 на полтора метра, в отсеки стала поступать вода.

Погреб №8, коридоры 9 и 10 были в огне. «Отважный» получил крен на правый борт до 12 градусов. Корма ушла под воду на полтора метра. На корабле была включена система водяной защиты (между 10-10 и 10-20) для затопления погребов №6, 7 и 10, однако трубопроводы вышли из строя.

Оставшиеся в кормовой части после взрыва 13 моряков из-за огня и сильного задымления стали сосредоточиваться в районе вертолетной площадки на юте. Команд по громкоговорящей связи они не слышали и не знали обстановки на корабле. Они попытались пройти в носовую часть, но огонь не пропустил их, и все вновь вернулись на ют. Офицеров и мичманов среди них не было, старшины срочной службы руководство на себя не взяли, поэтому аварийная партия, которая смогла начать борьбу за живучесть не была организована.
Только командир отделения трюмных машинистов старшина 2-й статьи Анатолий Мыслинский, увидев разгорающийся пожар, бросился его тушить местными средствами пожаротушения. Последний раз он выглянул из люка, обнаженный и черный. Вдохнув свежего воздуха, он вновь исчез внутри корабля. Больше его не видели.
Старшина 2-й статьи Анатолий Мыслинский геройски погиб, до конца исполнив свой долг. Ему исполнился всего лишь 21 год.

При взрыве с юта в море были ударной волной сброшены и спрыгнули в воду сами 7 матросов ( потом выяснилось, что их было 12, подобрали подошедшие корабли). В районе аварии уже находились МРК “Бриз”, “Буря”, “Зарница”, “Вихрь”. Общее число поднятых ими из воды моряков доходит до 26. К сожалению, помочь в тушении пожара они не могли, к учениям они сами были забиты боекомплектом.

В 10-23 морякам из кормовых отсеков было приказано покинуть корабль. Одновременно погреба боезапаса №6 и №7 проливали водой из шлангов.

Старшина 2 статьи Гарибян и матрос Никитенко в районе сильного пожара у кормовой трубы сбросили за борт баллоны с ацетиленом и кислородом, на которых уже начала гореть краска.

В 10-40 на помощь прибыл эсминец «Сознательный», в 10-52 эсминец «Бедовый». На «Сознательный» перегрузили секретные документы, технику и документы, перевели часть личного состава и офицеров штаба. С «Бедового» на БПК перешла специальная спасательная партия. В 10-54 «Сознательный» взял «Отважный» на буксир, чтобы отвести его на мель в районе Херсонеса. Крен достигал 13 градусов.

В большинстве публикаций о трагедии указывается, что все погибшие моряки погибли мгновенно, при взрыве. Это не так. Несколько моряков, старшина 1 статьи П. Мургу, матросы А. Иджян, С. Петрухин, С. Ливицкий, В. Прочаковский, Я. Ворожбит, П. Бедаков, оказались замурованы на камбузе, взрывом заклинило дверь. Ни открыть дверь снаружи ни выломать ее изнутри не удалось. Один из матросов (называются разные фамилии, С. Петрухин, и П. Бедаков) попытался выбраться через иллюминатор, но застрял. По приказу командира его пытались вырезать газосваркой, но безуспешно. Единственное, чем смогли ему помочь - сделали несколько обезболивающих уколов. Последний оставшийся в сознании матрос Прочаковский успел крикнуть- «Ребята! Со мной все ясно. Спасайте корабль!».

После взрыва командир отделения артиллерийских электриков старшина 2-й статьи Адам Ачмиз бросился вытаскивать старшего матроса А. Урупа из горящего подбашенного отделения, но следующим взрывом его изуродованное тело выбросило на палубу соседнего корабля. Адам Ачмиз оказался единственным, кого удалось похоронить на родине, для остальных последним пристанищем стало море.

-16
-17
высадка аварийной партии с эсминца "Бедовый"
высадка аварийной партии с эсминца "Бедовый"
-19

В 11-01 на «Отважном» начали перекачивать топливо с правого на левый борт, но крен не уменьшался. Корма ушла в воду по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов.

После сброса в 11-24 в море пяти торпед (две вручную, три отстрелом из торпедных аппаратов) крен удалось уменьшить до 14 градусов. К этому моменту с помощью гидрантов удалось полностью затопить погреба №6 и 7 с глубинными бомбами.

В 11-55 на место аварии подошел БПК «Комсомолец Украины». Пожары к 11-59 удалось локализовать, но в 12-06 лопнули буксирные тросы (по другим данным, их обрубили на «Сознательном», перепутав команды). Новые начали заводить с «Бедового».

В кормовом машинном отделении продолжался пожар, там активировали систему химического пожаротушения. С 12-27 вместо воды стали использовать пену, но ее хватило ненадолго.

-20

Буксировка возобновилась в 12-49 при скорости 3 узла. Крен составил 17 градусов.

К месту аварии начали прибывать специальные спасательные суда. В 12-55 прибыло спасательное судно «Бештау», в 13-20 – СС-15 и СС-26, через несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». В общей сложности рядом было 28 кораблей. С них на горящие погреба стали подавать пену, но она тоже закончилась быстро. Заявка на доставку углекислоты и пены в штаб флота так и осталась невыполненной. В 14-00 с корабля сняли раненых. В 14-30 началась откачка воды из кормовых отсеков.

Командир считал, что корабль могло спасти большее количество пены. Когда она кончилась на спасателях, он доложил на КП флота и на аэродром о пожаре и попросил доставить на вертолетах пенообразователь или углекислоту в баллонах, чтобы вылить (сбросить) в кормовой погреб. К сожалению, пену так и не доставили.

В 14-47 взорвались авиационные боеприпасы в погребе №10. Возможно, одновременно взорвалась цистерна с 5 (по другим данным 10) тоннами авиационного керосина. Крен начал резко увеличиваться, сперва до 19, а затем и 25 градусов. В 15-07 он составил 27 градусов. Дифферент на корму достиг 6 метров. В 15-10 на корабле отключилось электропитание, погас свет и были обесточены приборы и механизмы. Крен дошел до 32 градусов.

В 15-12 экипаж получил приказ на эвакуацию, последним корабль покинул его командир.

В 15-35 БПК стал погружаться кормой без опрокидывания. С «Бедового» отдали буксир. В 15-47 (упоминается также 15-57) «Отважный» полностью скрылся под водой.

Борьба за корабль шла 5 часов 47 минут. «Отважный» принял почти 3600 тонн воды в 6 отсеков. При затоплении четырех отсеков БПК еще сохранял запас плавучести и положительную остойчивость, даже стабилизировал крен. Но затопление еще двух отсеков стало роковым. При этом, согласно проекта корабль мог сохранять плавучесть только при затоплении 3-х смежных отсеков. Живучесть БПК оказалась выше расчетной.

Из 287 (по другим данным 266) человек (экипаж, курсанты на практике, штаб) погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов Высшего военно-морского училища). Весь личный состав (почти) действовал умело и проявил мужество, приняв все возможные меры. Однако полученные повреждения не оставили кораблю шансов.

12 ноября 1974 года БПК «Отважный» был исключен из состава ВМФ.

-21
-22
МРК Зарница у горящего БПК Отважный, 30 августа 1974 года
МРК Зарница у горящего БПК Отважный, 30 августа 1974 года
-24
-25
-26

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41

-42
-43
Гибель БПК Отважный, фото сделано с БРК Бедовый, 30 августа 1974 года
Гибель БПК Отважный, фото сделано с БРК Бедовый, 30 августа 1974 года

-45
-46
-47
-48

Корабль находился на глубине 130 метров в 28 милях от Севастополя. На нем осталось различное секретное оборудование и командование ВМФ СССР приняло решение о подъёме корпуса корабля. В Севастополь была направлена комиссия во главе с заместителем главкома начальником тыла ВМФ вице-адмиралом Л. В. Мизиным. Главком ВМФ адмирал Горшков требовал поднять корабль.

С 31 августа по 10 сентября 1974 года происходила оценка состояния корпуса с помощью наблюдательной камеры и водолазов-глубоководников. Члены комиссии капитан 1 ранга Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков,, спустившись в наблюдательной камере, осмотрели корабль.

Он лежал на глубине около 120 м на илистом грунте с небольшими дифферентом на корму и креном на правый борт. В районе кормового ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен (кормовая часть имела крен больший, чем остальной корпус). Надстройки, изготовленные из легких сплавов, сильно обгорели.Учитывая исключительную трудность подъема “Отважного” (удаленный от берега открытый ветру и волнению район, большая глубина затопления, наметившийся разлом корпуса и значительная его масса), комиссия рекомендовала корабль не поднимать, ограничившись необходимым демонтажем оборудования.
"Картина на грунте была нереальной. Перед нами лежал огромный красивый корабль в свежей краске, готовый к морскому походу. В одном из иллюминаторов виднелось наполовину высунутое тело погибшего матроса. Когда мы погружались к кораблю через некоторое время, то в иллюминаторе уже был виден скелет — его объели морские обитатели", — сказал РИА Новости Крым командир сверхмалой подводной лодки АС-10 Юрий Карелин, который обследовал БПК под водой.

В результате решено было поднимать корабль по частям.

Наиболее ценными и секретными были признаны радиолокационные антенны, поднятия их противником надо было избежать любой ценой. С августа по ноябрь 1975 года водолазы поднимали с «Отважного» 400 тонн секретные документы, комплекты аппаратуры ЗАС и опознавания, элементы ракетных комплексов и артиллерийских установок. Оставшееся решили взорвать на дне.

С мая до августа 1977 года водолазы занимались установкой взрывных зарядов на корпус корабля. Всего на «Отважном» было размещено 124 тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Во время этих работ 17 июня 1977 года на глубине погиб водолаз-матрос срочной службы Роман Тодорович Гавюк. Товарищи слишком поздно заметили лежащего на дне без движения моряка. Как установило расследование, Роман погиб из-за производственного брака одного из дыхательных клапанов в снаряжении.

23 декабря 1977 года корпус корабля был подорван.

Адмирал И. Касатонов в своей книге «Флот вышел в океан» так оценил действия экипажа погибшего БПК: «На «Отважном», как и на «Новороссийске», моряки проявили массовый героизм, самопожертвование, взаимовыручку и взаимопомощь. Но наград… не последовало».

Никто из экипажа большого противолодочного корабля «Отважный» и водолазов награжден не был.

-49

Для расследования причин гибели корабля была создана специальная комиссия.

В ходе расследования было установлено, что после объявления учебной боевой тревоги мичман А. Шупортяк, дежуривший за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8 (там было 15 ракет В-601 и одна учебная болванка в 2-х вертикальных барабанах в боевом состоянии), согласно инструкции, приказал дежурившим на посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем он переключил на пульте тумблеры подачи напряжения в положение «вкл». Кроме мичмана в кормовом ПКС находились старшие матросы А. Корякин и Э. Даукштэ, матрос А. Венцловас.

Когда щелкнул последний тумблер, мичман в иллюминаторе увидел огненный столб на левом барабане.

Вместо того, чтобы включить пожаротушение, мичман, увлекая за собой остальных, бросился бежать в носовую часть корабля по коридору №11 с криками «Покинуть ПКС» и «Сейчас будет взрыв!», где его и настигла взрывная волна от второго взрыва. Оказалось, что от появления огня до сильного взрыва прошло ровно 18 секунд. Мичман не только не доложил командиру о случившемся, но еще более двух часов скрывался на корабле.

Пламя в погребе стало следствием самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. Затем на этой ракете запустилась стартовая ступень, от нее активировались стартовые ступени еще нескольких ракет. Давление в погребе достигло 3 атмосфер и крышку погреба снесло давлением примерно в 2500 тонн.

Комиссия Министерства обороны, в свою очередь, пришла к заключению, что срабатывание пиропатрона запуска маршевого двигателя ЗУР В-601 стало следствием нарушения качества монтажа в соединительном ящике КП-1. Это нарушение в данной ситуации привело к замыканию клеммных лепестков опасных и контрольных цепей в этом ящике и образованию обходных цепей, приводящих напряжение 26 вольт на подрыв пиропатрона маршевого двигателя ракеты.

Комиссия установила:

2. Наиболее вероятной причиной, вызвавшей пожар и последующие взрывы в погребе № 8, явился запуск маршевого двигателя одной из 15 ракет, находившихся в этом погребе. Указанный запуск маршевого двигателя мог произойти в результате того, что во время регламентных проверок или при подготовке ракет к стрельбам на одной из ракет не был установлен или неправильно установлен шток концевого выключателя и совпадения с этим замыкания в приборе КП-1 аппаратуры предстартовой подготовки или в вилке бортового разъема ракеты. Система орошения в погребе не была задействована.

3. Выявленные комиссией серьезные нарушения в организации службы на корабле, отсутствие должного контроля за работой подчиненных по содержанию материальной части, недостаточная техническая подготовка части личного состава, недостатки в подборе кадров мичманов и наличие обезлички в командовании 2 зенитной батареей, расчет которой обслуживал погреб № 8, создавали условия для возникновения происшествий.

Командир БПК «Отважный» капитан 2 ранга Винник И. П. в сложившейся обстановке в целом действовал правильно, принимал необходимые меры по спасению экипажа и последним покинул тонущий корабль. Однако сложившуюся обстановку на корме за погребом № 8 не знал и не принял настойчивых мер по ее уточнению.
Личный состав БПК «Отважный» и кораблей, принимавших участие в оказании ему помощи в период катастрофы, в абсолютном большинстве действовал смело и во многих случаях мужественно.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», затребовала проведение натурных испытаний противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) “Волна” с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61. Необходимо было удостовериться, что в штатном варианте конструкция не позволит аварийной ситуации привести к гибели корабля. Или подготовить рекомендации по устранению недостатков конструкции.

На одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8 ЗРК “Волна-М”.

На одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978 – 1979 годах провели необходимые испытания на всех режимах. В 1980 году был готов отчет комиссии.

“Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК “Волна” и “Волна-М” обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию”. Штатные выхлопные устройства погребов, обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1-2 секунд. "

Из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека следует, что при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса “Волна” мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на БПК «Отважный» удалось бы предотвратить.

Решающую роль сыграли те 18 секунд, которые мичман мчался по коридору от места аварии. Как позднее выяснилось на «Отважном» и других кораблях система орошения погребов боезапаса была вообще перекрыта ремонтными клапанами от случайного срабатывания.

Выяснились и подробности срабатывания человеческого фактора в катастрофе. Неизвестно, как стал мичманом с ответственной должностью старшины стартовой команды кормовой ракетной установки человек, который срочную служил в ГСВГ водителем, о зенитных ракетных комплексах не имел даже базовых знаний и, наконец, с большими личностными проблемами.

Оказывается, незадолго перед трагедией, к Дню ВМФ БПК «Отважный» откомандировали в Николаев для участия в празднике. На корабле было много гражданских гостей. Переодевшись в «гражданку», Шупортяк покинул корабль, затерявшись среди посетителей.

Его, правда, быстро поймали. При осмотре под койкой Шупортяка обнаружили более 30 пустых водочных бутылок, в ходе расследования также оказалось, что он уже два месяца не получает денежное довольствие, так как не смог подтвердить свою классную квалификацию.

Увы, на берег лихого мичмана почему-то не списали, ограничившись строгим взысканием по комсомольской линии.

После трагедии мичмана в результате отдали под суд, но отделался он лишь увольнением с флота. По слухам, благодаря доброте Л.И. Брежнева, посоветовавшего товарищам "особо не усердствовать".


-50
-51
-52

Скоро 50 лет в конце августа на севастопольское кладбище "Коммунаров", где установлен монумент в память о погибших в 1974 году моряках БПК, приходят моряки почтить память погибших.

-53

Командиру БПК моряки экипажей БПК «Отважный» и СКР «Деятельный» сами поставили памятник.

Российский флот помнит о пяти «Отважных».

В 1696– 1699 годах Петром Великим были заложены 60-пушечные корабли 1 ранга “Королевское солнце”, “Великий монарх”, “Торжествующий”, «Отважный» и другие.

В 1843 году был спущен на воду фрегат «Отважный», водоизмещением в 1450 тонн, прослуживший до 1861 года.

В 1892 году в Санкт-Петербурге спустили на воду морскую канонерскую лодку «Отважный» водоизмещением 1.717 тонн. Канонерка героически сражалась с врагом во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Перед сдачей Порт-Артура русские моряки взорвали и затопили «Отважный» в бухте Белый волк.

Эскадренный миноносец проекта 30К «Отважный» (водоизмещение полное – 2.860 тонн, экипаж 301 человек) заложили еще перед войной в 1939 году. Достроили и ввели в строй его только 2 марта 1950 года. Служил на Балтике. Исключен из списков 17 марта 1958 года и сдан на слом.

-54
-55

Пятым стал БПК «Отважный» проекта 61.

-56

А теперь вопрос- на что, как брат-близнец, похожа эта трагедия?

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам