Найти тему
Другой путь

По улицам ходят поезда с рудой. Зачем СССР построили город на дне карьера🤡, теперь он вымирает. Дальнегорск и последняя УЖД

Оглавление

Да, опять публикация про депрессивный российский город и узкоколейку. Дальнегорск и Тетюхинская УЖД. И то и то по отдельности выглядит донельзя убого и не тянет на отдельную запись, но, сойдясь вместе объекты ожидаемо организовали неповторимый симбиоз, достойный нашего внимания.

В каком ещё городе вместо трамвая на центральной улице увидишь поезд УЖД с рудой!? Отправляемся в горы Приморского края, чтобы в очередной раз прикоснуться к неочевидному культурному пласту.

Краткая историческая справка

В 1880 году на землях Ольгинского уезда Приморской области швейцарским предпринимателем Юлием Бринером была начата разработка свинцово-серебряных руд.

К началу ХХ века в верховьях реки Тетюхе возник одноимённый посёлок, образовано акционерное горнопромышленное общество «Тетюхе».

В 1908 году средства компании началось строительство узкоколейной железной дороги к берегу Японского моря Тетюхе-Пристань - Тетюхе. Её протяжённость составила 38 километров, колея - 600 мм. Подвижной состав - четыре паровоза, которые таскали вагоны с рудой и лесом в порт, откуда добро вывозилось предположительно в Японию.

Место действия.
Место действия.

Во время Гражданской производство остановилось, жизнь в посёлке замерла. Известно, что в 1922-1923 годах японская компания «Судзуки» вела с использованием УЖД заготовку хвойного леса в долине реки Нежданка.

Далее японцев "выгнали", но дальнейшие события развивались по нестандартному для новой России сценарию. Несмотря на установление в Приморье Советской власти, предприятие у Бринера не отобрали! На 36 лет с торговым домом «Бринер и Ко», принадлежавшем уже сыну Ю.И. Бринера - Б.Ю. Бринеру, с одной стороны и Советской властью - с другой, заключается концессионный договор о использовании рудника и прочего имущества, в том числе УЖД. Таким образом, рудник фактически оставался частным предприятием!

Дело в том, что в Гражданскую войну Бринер поставил на "красных", даже числился в Дальневосточной республике министром финансов. Большевики выбор оценили, что обеспечило "буржуа" неприкосновенность и титул "последнего капиталиста СССР"!

До времени: не прошло и пары пятилеток как Советы ожидаемо "переобулись" (какие капиталисты в СССР, вы что с ума сошли?), решив всё же... нет, опять не отобрать, а выкупить предприятие по рыночной стоимости!



3 января 1932 года все подразделения Тетюхинской концессии перешли в управление «Полиметаллического комбината «Цветметзолото». Удивительное дело!


Сам Бриннер уехал в Харбин. Бывшего дельца таки арестовали в 1945-м во время оккупации Маньчжурии и.... опять не посадили, а этапировали на историческую родину в Швейцарию.

Историческое фото С. Фридлянд.
Историческое фото С. Фридлянд.


А посёлок Тетюхе и узкоколейка продолжали развиваться: строились новые дома и объекты, произошла перешивка на привычные 750 мм. По УЖД перевозились не только руда и лес: оборудование для предприятий, грузы для нужд посёлка, конечно существовало и пассажирское сообщение.

Согласно справочным данным, протяжённость Тетюхинской УЖД на пике её развития составляла не менее семидесяти километров. В 1960-х годах паровозы заменяются тепловозами.

В 1973 году в рамках кампании по искоренению "китайских" названий (в кавычках, потому что китайскими названия были только в глазах недалёких исполнителей приказа сверху), последовавшей после советско-китайского военного конфликта, посёлку Тетюхе присваивается название Дальнегорск, посёлку Тетюхе-Пристань — Рудная Пристань, река Тетюхе стала называться Рудная.

К 1989 году Дальнегорск сильно расстроился, даже получил статус города. Численность его населения в то время превышала 50000 человек.

-4

Наши дни

Стукнули 90-е. Проект СССР решают демонтировать.

Головное предприятие, фактически создавшее город, вместе с УЖД перешло в собственность ОАО «Дальполиметалл».

Дальнегорск хиреет, народ разъезжается, дела в районе что называется "не очень". Узкоколейка тоже приходит в упадок.

Когда-то в России железных дорог узкой колеи было больше тысячи, ныне с момента распада Союза разобрали свыше 99%. Оставшиеся продолжают уничтожать каждый год. Долго ли коротко ли, к нулевым на весь Дальневосточный федеральный округ (а это 1\3 территории государства) осталось только одна УЖД! Наша Тетюхинская, но и её ожидала незавидная участь.

К нулевым годам ТУЖД настолько деградировала, что короткие поезда с рудой шли эти 30 километров 6 часов! Пассажирские перевозки, конечно, давно отменены.

-5



Постоянно случаются ЧП. Так, 23 июня 2005 года на узкоколейной железной дороге произошла авария, получившая огласку в средствах массовой информации — опрокинулись шесть вагонов-думпкаров, гружёных рудным концентратом.



В 2006 владельцы комбината «Дальполиметалл» приняли решение о переходе на автомобильную доставку товара. Последний поезд прошёл по узкоколейной железной дороге 10 апреля 2006 года. В течение 2006 года пути были демонтированы, рельсы и подвижной состав по морю убыли в Китай в качестве металлолома.

Фото: Болашенко.
Фото: Болашенко.


Однако короткий участок от станции Рудная до разработок пока было решено сохранить. По нему осуществлялась транспортировка руды на обогатительную фабрику. Также был сохранён мизерный участок путей на Рудной Пристани, так как погрузка руды на суда не могла осуществляться иначе чем из вагонов.

Ситуация выглядела донельзя маразматично: руду добывают на разработках, грузят в вагоны, далее её перегружают на автотранспорт, а на пристани опять грузят в вагоны, чтобы в конченом итоге пересыпать в суда!

-7

Город

Состояние же самого города Дальнегорск чётко зафиксировано на федеральном и международном уровне.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 No 1398-р (ред. от 13.05.2016) «Об утверждении перечня моногородов», включён в список моногородов Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением.
-8

По результатам шестилетнего исследования американского Blacksmith Institute Дальнегорский городской округ включён в десятку самых загрязнённых мест во вселенной (наряду с Чернобылем и прочими).

-9

Летом 2019 года Дальнегорск был посещён автором.

Раскинувшийся в узкой долине реки Рудная, город выглядел очень неприглядно и депрессивно. Ощущение такое, как будто находишься на дне карьера. Полукругом нависают разработки, много мусора. Отвалы даже над главной площадью!

Из за такого положения большая часть дня для жителей проходит в полутьме. Гнетущая атмосфера "проклятых рудников" подчёркивалась непрекращающимся ливнем (на другой день прекратился).

Достопримечательностей почти нет, зато разруха видна невооружённым глазом.

Одно из немногих интересных городских зданий. На заднем плане - отвалы рудных разработок:

-10

Центральная площадь:

-11

Единственная очевидная достопримечательность Дальнегорска по мнению автора - мозаика на главной площади. На заднем плане - отвалы рудных разработок.

-12

Заброшенная поликлиника:

-13

УЖД

Последняя узкоколейка Дальнего Востока, с которой с 2013 не было никаких вестей всё ещё "жива"! Правда остались жалкие крохи - менее пяти километров с простейшей конфигурацией.



Станция Рудная, депо, ветки по два километра до штольни Артёма на севере и Бункерной на юге. Ещё 500 метров пути ведут на обогатительную фабрику.

-14

Территориально это центр города. В теории, можно запустить трамвайный маршрут 🤡🤡🤡 Но вместо трамвая покой нарушают редкие поезда с рудой.

-15
-16

Теперь ТУЖД называется "Узкоколейная железная дорога ГМК «Дальполиметалл»".

Смехотворная длина и её нынешняя парадигма существования вызывает дискуссию. Можно ли считать данную УЖД полноценной?

С одной стороны - это классические межцеховые перевозки, что по мнению автора не является полноценной УЖД. С другой - всё таки у неё есть иная история выходящая за рамки предприятия, да и было бы досадно, что 1\3 России вообще останется без знакового объекта.

Так что заносим в список последних 25 узкоколеек РФ (даже не карандашом!). Возражений нет?

-17

С двух концов УЖД пути уходят под землю. Сообщают, что протяжённость подземных участков значительно превышает протяжённость наземных.

В недрах работают электровозы. До их появления вагоны толкали вручную (?)

Для тепловозов штольни недоступны даже при всём желании (не влезут), хотя подземка составляет с наземными путями единую сеть. Также внутри имеются железные дороги колеи 600 мм.

-18
-19
-20

Снаружи остаются в работе тепловозы ТУ7-1138, ТУ7А-3223, дрезина ТУ6Д-0133.

-21

Мест, где можно сделать нормальные, красивые фотографии с поездом практически нет - в кадр то и дело попадают какие-то мусорки, грязь, обломки. То железка просто заросла. Удивительно нефотогеничный объект!

Да и движение не такое частое, чтобы была возможность выбирать. Впрочем, все пять километров автором не изучались. Проверяйте.

На мой взгляд, локация точно не достойна специального посещения, хорошо что мы проездом. А ведь могли бы причастные оставить кусок до моря хоть "на память": возить туристов, снимать фильмы, что там ещё? На что фантазии хватит.
30 км не так уж и много для содержания.

Природа красивейшая, уверен, что существуй сейчас полноценная "железка", в сети бы лежали тысячи фото, и сюда бы приезжали транспортные фанаты со всей России и мира. И не только транспортные. И 500 км от Владивостока не крюк (тем более есть самолёт).

-23

Двигаемся далее в Рудную Пристань и Терней.

Кстати, окрестности Рудной Пристани попали на купюры 1000 рублей, если кто-то помнит такие.

-24

Продолжение предполагается, спасибо.

Поддержка проекта и эксклюзивные публикации в закрытом клубе ДП. Канал работает благодаря вам.

Похожие материалы: