Во всех смыслах этого слова, начиная с метафорического, поскольку шла я во вторник к Даугаве именно за этим – посмотреть, чем так возмущают народ новые арт-объекты, установленные на Набережной 11 ноября ко Дню города, и заканчивая реальным, так как ничего другого, кроме как поваляться в одном из них, после того, как я всё внимательно изучила и вдоволь нахохоталась внутри себя, мне уже просто не оставалось.
Кстати, если бы не уже не начинающие набирать обороты в социальных сетях и СМИ обсуждения ещё толком не установленного ансамбля из девяти скульптур под названием «Laika upes liecinieki»/«Свидетели реки времени», мне бы и голову не пришло, что экологические творения художника Андриса Эглитиса можно использовать ещё и так, поскольку никаких сопроводительных табличек, которые бы рассказывали о том, что перед нами, и предупреждали – можно ли тут что-либо трогать руками, сидеть, лежать и т.д., и т.п., рядом с ними не было.
Соответственно, мне пришлось идти по Набережной 11 ноября, отталкиваясь от своих представлений от увиденного, и, скажу честно, не малого труда ещё стоило забыть о чужих ассоциациях, самыми странными из которых были мысли о неубранных фекалиях. Кстати, вот этот объект, который лично мне напомнил урей – стилизованное изображение богини-кобры Уаджит, размещаемое на царской диадеме фараонов. С чем же таким латвийским он должен ассоциироваться, я пока не догадалась! Зато сделала фотографии со всех возможных ракурсов, в надежде, что озарение придёт позже.
Следующий экологический арт-объект поначалу напомнил мне… гроб. Я даже испугалась. Как так-то? Иду вроде вся такая… как распустившийся от счастья цветок, а мысли – о кончине всего земного? Потом, правда, вспомнила, что одному из рижских депутатов, эта скульптура напомнила урну и рассмеялась. Заглянула внутрь, чтобы посмотреть, действительно ли народ бросает туда мусор и окурки? Мусор – увидела, окурки – видимо, уже убрали. Решила воспринимать объект… лодкой. По форме вроде – напоминает. Пока фотографировала, пришла к выводу, что это – апотропей «Куриный бог» - камешек с дыркой, который считается одним из самых сильных оберегов против злых сил. Помнится, у меня был такой в детстве. Найденный на черноморском побережье.
Каменные конфеты, используемые рижанами как скамейки и прямо сейчас почему-то напоминающие мне вареники (наверно давно не ела…), как ни странно, и по задумке автора оказались всего лишь конфетами, хотя в чём смысл их нахождения на берегу Даугавы – тогда совершенно непонятно: какая тут связь с историей Риги и Латвией? Разве что «Laima» приходит на ум, но столь легко, столь неочевидно, что после непродолжительных раздумий я решила, что передо мной индейские пироги (так хоть будет какая-то связь с рекой!), и пошла дальше.
В первой инсталляционной сетке, рассчитанной на одного валяющегося в форме звезды человека, мне приземлиться не захотелось – слишком… на набережной она стояла: очень близко к прогуливающимся людям, не меньше тебя желающих оказаться в цепких лапах экологического арт-объекта.
Вторая же скульптура, напоминающая собой кляксу, оставленную гигантской ручкой, мне понравилась сразу, так что, дождавшись (очень выразительно, надо сказать, - почти притопывая ножкой от нетерпения), когда из неё выползут (а по другому там просто никак) двое лежащих мужчин, я и сама попробовала влезть на сетку, но на середине пути всё же остановилась, решив, что мне вполне хватит и того, что валяться я буду, спустив ноги на землю, то смотря на зелёную листву, возвышающегося надо мной дерева, то наблюдая сквозь коленки за движением вод Даугавы и сменой цвета июльского вечернего неба.
Приземлялась я всего на минутку, но, как только легла, тут же поняла, что уйду не скоро – настолько хорошо было, наконец-то, остановиться и никуда не спешить, потихоньку сливаясь с природой, становясь с ней одним целым. В этот самый момент я решила, что «Свидетели реки времени» - вещь годная! Главное, установить побольше сеток!
Конечно, с естественной красотой Набережной 11 ноября, включающей в себя старинные легенды (одна из которых годами живёт в классической и никого не раздражающей скульптуре «Большого Кристапа»), неиссякаемое очарование латвийской природы и современные приметы времени, новая художественно-экологическая скульптурная композиция вряд ли сравнится, но и стоять ей здесь тоже недолго, так что тем, кому она не по нраву, долго мучиться не придётся, остальным же уже пора начинать скучать.
Впрочем, ведь ещё не всё установлено! А это значит, что впереди у нас новые ассоциации и валяния. Во всех смыслах этого слова!
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.