Когда-то — много тысяч лет назад — человек впервые кинул в костёр неприметную с виду кору, траву, цветок. И из костра среди привычного дыма сгорающих веток пробился дивный аромат, потрясший нашего далёкого предка до глубины души. Потрясший настолько, что он посвятил этот аромат Богу.
Этот дым был приятен, бодрил, поднимал настроение, даже оказывал целебное действие. Неудивительно, что такие растения и смолы издревле стали использоваться как в медицине, так и для выражения особых отношений между Богом и человеком, состоящим из трех этапов:
1. Бог даёт человеку всё, необходимое для жизни и здоровья,
2. Человек в благодарность предлагает Богу (не имеющему ни в чём нужды) невещественный символ этих благ — дым от их сожжения,
3. И сам этот дым воспринимается как ответная благодать и защита Богом человека от злых сил — духовных и телесных.
Воскурение ладана — древнейшая форма жертвы Богу. Древний человек жил в мире, где запахи имели огромное значение. Запахи делали встречу с природой привлекательной или отталкивающей, успокаивающей или опасной. Они были важной частью познания мира, чувственным опытом, упорядочивающим человеческую жизнь.
Практически все развитые культуры Древнего мира воскуряли благовонные смолы, душистые травы и цветы в качестве мирной жертвы Богу, желая снискать Его милосердие.
Со временем состав благовоний усложнялся, травы, смолы и цветы смешивались в сложных пропорциях. Благовония поджигались или помещались на раскалённых углях, и их дым уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения просьбы человека, слёзы, мольбы и благодарность.
Прошли века, изменились формы и слова, обогатился религиозный опыт человечества, но суть этой невидимой жертвы осталась.
Воскурение ладана по-прежнему напоминает нам о сладости Рая и ответе Бога на наши немощные молитвы, об ощутимом присутствии Святого Духа.
«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся превыше всех небес, ниспошли нам [в ответ] благодать Пресвятого Твоего Духа» — так в переводе звучит молитва, которую священник читает перед каждением в православном храме.
Ладан, как и всё остальное, что мы используем в храме, это лучшее, что мы можем предложить в жертву Богу, то есть это наша жертва. И это страшное слово, потому что оно накладывает очень большую ответственность на нас.
Вы скажете, Богу вообще не нужно никакое приношение и никакой ладан, «жертва Богу дух сокрушен».
Да, мы это всё помним. Жертва нужна нам, как и вообще богопочитание нужно нам, а не Богу! Потому что это позволяет нам быть людьми и хранить довольно высокий уровень своей человечности.
Если это жертва – это важно уже и для нас. И вот тут уже начинаем смотреть, какие ризы мы носим – тряпка ли это мятая, с дырами, протертая или что-то благолепное. Красивый у нас иконостас или картонная перегородка. Тоже самое относится и к ладану...
Но будем помнить, что ладан — это символ духовных реальностей, который не может их заменить.
Вкладывая благовонные кусочки в горящее кадило, будем помнить, что главная задача в жизни христианина — принести в жертву Богу благоухание нашей жизни и жар нашей молитвы и любви.
---------------------------------------------------------
Материал подготовил игумен Силуан (Туманов)
Все права защищены. Никакая часть не может быть воспроизведена без согласия автора.