Найти тему
Книгоник

Александр Куприн «Гранатовый браслет» - история, основанная на реальных событиях

Оглавление
«...почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается – и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.»
Сборник произведений А. Куприна, издательство Азбука
Сборник произведений А. Куприна, издательство Азбука

Одно из самых неоднозначных произведений Александра Куприна (в настоящее время). Часть читателей видит здесь проявление искренней самозабвенной любви, а часть ненавидит эту историю, считая, что никакой любви здесь нет, есть лишь одержимость.

Удивительно то, что современники писателя не видели в чувствах Желткова ничего плохого, они ему сопереживали. В наше же время, люди зачастую видят лишь эгоизм и презирают бедного телеграфиста, называя его сталкером.

Важно проанализировать мысль, что хотел сказать Александр Иванович своей повестью? Писатель, который многие свои произведения посвятил любви - опасному, но великому чувству, способному преобразить любого человека. Так под тем ли углом мы смотрим на это произведение? Может люди настолько очерствели и видят лишь плохое вокруг? Или может это время такое, более опасное...

Сюжет

Экранизация 1965 года
Экранизация 1965 года

Не смотря на конец летнего сезона, княгиня Вера Николаевна Шеина решила задержаться на море, чтобы отпраздновать свои именины. В городе ей пришлось бы организовывать пышный и дорогостоящий обед, а из-за стеснённости в средствах, она решила сэкономить и остаться на даче.

На её праздник приехали самые близкие ей и её мужу люди. В разгар обеда княгиня получила тайный подарок от давнего её поклонника, которого она никогда не видела, но часто получала от него письма ещё до замужества.

На этот раз, помимо письма, поклонник подарил ей гранатовый браслет. Единственную дорогую вещь, которая у него была, причём досталась ему по наследству от матери. Он же, питая искренние сильные чувства, подарил браслет Вере Николаевне.

Такой поступок смутил саму именинницу и не оставил выбора её мужу и брату, которые вознамерились найти этого поклонника, вернуть ему браслет и серьёзно поговорить...

История создания

Александр Иванович Куприн
Александр Иванович Куприн

«Гранатовый браслет» - повесть, основанная на реальных событиях. Однажды, будучи в гостях у своего друга губернатора Любимова, Александру Ивановичу поведали об одной истории.

Супруга губернатора несколько лет получала письма от влюблённого в неё телеграфиста Жолтикова и делала к ним зарисовки в альбоме, которые и показали Куприну. Однажды воздыхатель прислал ей в подарок позолоченную цепочку и кулон в форме пасхального яйца.

Эта история и стала основой для повести.

В сентябре 1910 года Александр Иванович принялся за «Гранатовый браслет», планируя написать рассказ, но так увлёкся, что рассказ перешёл в трогательную повесть. Спустя три месяца произведение было готово. Писатель изменил подарок телеграфиста на гранатовый браслет.

В своей повести «Суламифь» Александр Куприн подробнее рассказал о свойствах этого камня.

«Вот анфракс (гранат), священный камень земли Офир, - говорил царь. - Он горяч и влажен. Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников энгедских, как твои губы, моя Суламифь, как твои губы утром, после ночи любви. Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьянённого желанием, он становится теплее и горит красным пламенем. Надень его на руку, моя возлюбленная, и ты увидишь, как он загорится. <...> Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память. Но при детях не следует его носить, потому что он будит вокруг себя любовные страсти.»
А.И. Куприн «Суламифь»

Отзыв

Экранизация «Куприн» 2014 год
Экранизация «Куприн» 2014 год

Не в первый раз я читала эту повесть. Но теперь, я взглянула на неё иначе. Раньше мне казалось, что это какой-то бред. Я не видела ничего, что достойно было бы здесь внимания, кроме потрясающего языка писателя. Теперь я перестала презирать Желткова и, как мне казалось раньше, глупую концовку.

На самом деле, я здесь открыла для себя, даже не чувства Желткова (а они там есть), а именно разговор Веры с генералом Аносовым после праздника, когда она его провожала до экипажа. Вот они действительно говорили о важных вещах, которые и сейчас понятны очень многим. Но не юным особам, а тем, кто уже давно пережил на собственном опыте все «прелести» брака или сожительства.

«...в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчин другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость.»

Чувства Желткова мне до сих пор кажутся не очень реалистичными, но теперь я признаю за этим героем право на них. Видимо потребуется ещё время и новое прочтение, чтобы лучше понять его. Но я верю, что любовь с первого взгляда существует. Да, мы можем не знать человека, но всё равно в него влюбиться. Или скорее влюбиться в идеал у себя в голове, который, как нам кажется, воплощает этот человек. Даже при знакомстве, такая любовь долго скрывает от нас недостатки другого человека. Мы просто ослеплены ею и не замечаем ничего плохого.

«Пройдет еще лет тридцать... я не увижу, но ты, может быть, увидишь, Верочка. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия.»

Могли бы быть между Верой и Желтковым какие-то отношения? Вряд ли. Слишком большая социальная разница между ними. И Вера не показалась мне той женщиной, которая готова была бросить блага своего общества ради любви с милым в шалаше. Но, возможно, мысль автора не об этом, а о том, как мы порой сами проходим мимо своего счастья и не признаёмся в своих чувствах, боясь быть отвергнутыми.

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.»

А может писатель хотел нам показать, что настоящая возвышенная любовь способна преобразить человека, даже мелкого ничем не выделяющегося чиновника, так называемого «маленького человека», возвысить его так, что он станет сильным, искренним и самоотверженным. Он не надеется на взаимность, но остаётся верным своему чувству до конца. Чувства Желткова вызывают у других персонажей иронию и насмешки. И только трагический финал показывает всем, в том числе и Вере, глубину его страдания. И у неё закрадываются мысли о том, что она потеряла, что-то важное, что уже никогда не встретит в этой жизни.

Важной деталью в повести является соната Бетховена, которая упоминается несколько раз. Она задаёт необходимый для восприятия эмоциональный фон.

Экранизации

➡️Фильм «Гранатовый браслет»

Год: 1915

Режиссёр: Николай Маликов

В ролях: Ольга Преображенская, Пётр Кашевский, Жура Алин, Ричард Болеславский

Немое кино. До настоящего времени не сохранилось.

Экранизация 1965 года
Экранизация 1965 года

➡️Фильм «Гранатовый браслет»

Год: 1965

Режиссёр: Абрам Роом

В ролях: Ариадна Шенгелая, Игорь Озеров, Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик, Наталья Малявина, Юрий Аверин, Ольга Жизнева, Леонид Галлис и др.

Экранизация 2014 года
Экранизация 2014 года

➡️Мини-сериал «Куприн. Яма»

Год: 2014

Режиссёр: Влад Фурман

В ролях: Антон Шагин, Катерина Шпица, Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Наталья Егорова, Нелли Попова, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Ирина Леонова, Максим Аверин и др.

В данный мини-сериал входят экранизации произведений: «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист».

❓Читали повесть «Гранатовый браслет»? Знакомы с другими произведениями Александра Куприна? Можете поделиться своими впечатлениями в комментариях!👇

✅На забудьте подписаться на канал - здесь вас ждёт ещё больше различных книжных подборок и отзывов. Давайте читать вместе!

❤️ и комментарий - помогут продвижению канала. Благодарю за помощь каждого неравнодушного читателя.