Найти в Дзене

Учёный СГУ рассказывает о глобальном потеплении

«Число природных катаклизмов и аномалий будет только расти: что происходит с погодой и климатом в России» – под таким заголовком опубликовано интервью заведующего кафедрой метеорологии и климатологии СГУ М.Ю. Червякова  на портале «Комсомольская правда».

«Мы живем в уникальное время, чуть ли не каждый день у нас новые рекорды. 2024-й год по средней температуре на Земле уже опережает 2023-й. А тот был самым тёплым в истории метеонаблюдений, то есть примерно за 150 лет», – рассказал учёный.  – Эта добавочка про 150 лет очень радует климатических скептиков – мол, тоже мне история, раньше-то бывало и жарче! С тех пор, как Земля сформировалась 4,5 млрд лет назад, климат постоянно менялся. Для этого много причин, от солнечных циклов до вулканической активности. Были ледниковые периоды. И были времена с более высокими температурами, чем сейчас, совсем другим газовым составом атмосферного воздуха. Геологические масштабы часто используют как контраргумент тому, что происходит сейчас. Но современное глобальное потепление – секунды по сравнению с ними. Оно просто накладывается на естественные изменения климата».

Метеоролог предрекает, что человечество ожидает много интересного в ближайшие годы и десятилетия. Увеличится количество всевозможных катаклизмов, в том числе волн жары и волн холода. Амплитуда аномалий будет ещё больше, чем сейчас. Причем в обе стороны.

«Мы с вами удивляемся, что в Баренцевом море необычно много льда. Но это не значит, что глобальное потепление закончилось. Зимой в этой части России стояли аномальные холода. А аномально холодные зимы, как и экстремальная жара летом, тоже следствие изменения климата», – заверил М.Ю. Червяков.

Учёный также отметил, что сейчас к России подбираются тропические циклоны. Причём не только с юга, но и севера.

«Уже около 20 лет “тропические” циклоны фиксируются над Чёрным морем. Не совсем полноценные, их стали называть “квазисубтропическими” или “черноморскими мезоциклонами”. Но очень похожие, с “глазом бури” в центре, - продолжает кандидат географических наук Максим Червяков. – Настоящий же тропические циклоны обычно разрушаются над побережьем Мексиканского залива. Но иногда уходят в Северную Атлантику. И здесь трансформируются в циклоны, которые мы называем атлантическими циклонами-трансформерами».

Лесные пожары – ещё одна напасть, которой грозит глобальное потепление. Но и с ними всё неоднозначно.

Пожары всегда служили началом обновляющего цикла. Частицы сажевого аэрозоля попадают в атмосферу  и становятся ядрами конденсации. Любое облако состоит из капелек воды. Чтобы оно образовалось, необходимом ядро конденсации, на котором осядет водяной пар и образует капельку. Не будет ядер – не будет облаков – не будет дождя. У этих частиц фундаментальное значение.

По словам учёного, южным регионам страны глобальное потепление грозит засухами. Для северных опасно таяние вечной мерзлоты. «Нет, пожалуй, всем от него плохо. Разве что учёным хорошо – столько всего происходит, есть что изучать», – вдохновляет  М.Ю. Червяков.

Полный материал читайте на портале Комсомольская правда