Точнее сказать, "Черный квадрат" Казимира Малевича. Картина, которая прославила художника на весь мир. Что-то довольно часто последнее время мне стали встречаться упоминания об этой работе. То там, то там, мельком. Я вообще-то не особо тонкий ценитель изобразительного искусства, но немного интересуюсь. В детстве даже мечтала учиться в художественной школе. Только мама почему-то решила, что мне лучше будет в музыкальной. Куда мое мнение по сравнению с маминым? Зато бабушка регулярно покупала художественные открытки с репродукциями картин разных художников. Теперь вон более десяти альбомов у меня в тумбочке пылятся - наследство. Иногда, если честно, редко, просматриваю. Ну и в художественный музей на приезжие выставки захаживаю. Тоже не часто. Так уж получается. Но хоть так, случайными набегами, соприкасаюсь с прекрасным.
Вот как-то привезли к нам передвижную выставку Малевича и Кандинского. Ну, Малевич же! Знаменитый квадрат! Как не сходить? Заодно и с Кандинским познакомлюсь. Желающих составить компанию я не нашла, потому пошла в гордом одиночестве. И посетителем на тот час оказалась единственным. Билетёр посмотрела на меня, как на музейный экспонат, с треском оторвала билет и проводила взглядом. Экспозиция была небольшой и располагалась в трех комнатах с разными коридорными простеночками между ними. Везде висели картины. Репродукции разумеется. Пейзажи, люди, масло, акварель. Как у всех. На мой дилетантский взгляд - мило. Симпатично. Приятно. И даже биографии на стене обоих художников. Оказывается Малевич какое-то время в Курске жил. А Курск - дорогой мне город. Но, вот и апофеоз творчества - знаменитый квадрат. Черный. А рядом еще и красный. Но, красный, как узнала позже, почему-то не зашел. Будем разбираться с черным. Поскольку экскурсоводы на такой выставке не предусмотрены, почти возле каждой работы на стенах висели комментарии. Возле квадрата - тоже. Целый трактат.
Я не могу дословно передать, что там было написано, да и давненько это было. Так что своими словами напишу, как помню. Пишут: требуется долго и внимательно смотреть на квадрат до тех пор, пока не увидишь его в пространстве. Как я поняла, по-нынешнему, это в три-Д. Нужно продолжать смотреть, пока не увидишь заднюю стенку теперь уже куба и не ощутишь себя внутри него. А дальше предполагался полет в другие неизведанные миры. Ну да. Я честно пялилась на этот квадрат, но, как вы догадались, у меня только задвоилось в глазах. Троения я не стала дожидаться, плюнула и пошла к выходу, глубоко разочарованная. Такого развода я никак не ожидала. Лучше бы я не видела этого квадрата. Остальные работы были как работы. А это что? Халява? Я понимаю - сюжет, перспектива, мазочки, тона, полутона, игра света. Коли сама необразованная, так я дочь в семь лет в художку отдала. Вместе учились. А нам тогда золотое правило художника открыли - в работе не должно быть ни одного пробела, пустого, белого места. А тут? Белый лист и черный квадрат. Все. Мне, с моим инженерно-техническим невежественным образованием это явно было не понять)))
На днях мне попалась целая статья какого-то музейного работника, который, наводя художественного туману, также многословно рассказывает историю создания этой картины. С чего это вдруг художник творил-творил, как все - пейзажи, натюрморты, венер всяких и вдруг раз, и взбрыкнул. Все оказалось просто. После долгих философских раздумий и творческих мучений в поисках новизны, он совершил такую революцию. Резко отменил формы и детали, мазки всякие, тона и полутона. Упростил все до безобразия и назвал супрематизмом. Совершенством. Точкой отсчета. Вот и вся недолга. Все художники неистовствовали! Это было открытием! Всех трудов - углы квадрата тщательно выписаны от руки, ну и раскрашено. Как я теперь понимаю, это не для зрителей. Это чисто в профессиональном плане шедевр - поиски новых форм. Как какой-то протест. А мне тут что-то про три-Д!!! Явно разыграли...
Надо помнить, что жил и творил Малевич в первой половине 20 века. При этом, находясь в постоянном поиске, он и дизайном занимался, вероятно и плакатами. А "Черный квадрат" впервые был выставлен в 1915 году. Как летит время! Автору уже 125 стукнуло! А у нас какие времена на дворе? Уж не наше ли время, спустя век, случайно попало на полотно мастера? Может поэтому последнее время я часто о нем слышу? Мне показалось, что этот знаменитый квадрат, не представляющий для зрителя по сути никакой художественной ценности (будем смотреть правде в глаза) поразительно напоминает наше сегодняшнее время. Во всем его естестве. Жесткие границы везде и во всем, внутри которых творится что-то черное, не вызывающее добрых мыслей. А те мысли, что есть, ведут к опустошению. Тут же и Курск, где какое-то время жил художник. Если все так, то сколько тогда смысла появляется в этом квадрате. Я не художник и не умею напускать художественный туман, а вот реальность прямо перед глазами. Вы видите?