Найти в Дзене

Неукротимая Сюзанна

Огюст Ренуар «Девушка, заплетающая косу» (1886-1887)
Огюст Ренуар «Девушка, заплетающая косу» (1886-1887)

В наши дни никого не удивить эксцентричным поведением художников. Сюзанна Валадон в эпатаже преуспела, и он определенно помог ей добиться успеха. Она была натурщицей, художницей и матерью другого еще более известного художника. Личная жизнь женщины тоже изрядно будоражила общественность.

1885 год
1885 год
-3

Сюзанна Валадон – творческий псевдоним. Мари-Клементин Валадон родилась в городке Бессин-сюр-Гартемпе в 1865 году. Сама она позже утверждала, что родилась в 1867 году. Мать – незамужняя прачка, работавшая в доме Гимбо, отец неизвестен. Позже Сюзанна рассказывала, что была незаконно рожденной дочерью то аристократа, то банкира, а то и вовсе каторжника. В другой раз она заявила, что мать нашла ее на ступеньках Лиможского собора. Она вообще любила мистификации. В небольшом городке внебрачный ребенок вызвал пересуды, и мать с дочерью переехала в Париж.

Будущая художница с детства отличалась решительным и бунтарским характером. Школу она посещала до 11 лет, затем пошла работать, чтобы помочь матери. Она работала в мастерской модистки, на фабрике по изготовлению похоронных венков, продавщицей овощей и официанткой. В 15 лет она стала акробаткой, но в 16 вынуждена была оставить цирк, когда, упав с трапеции, она повредила спину. Быть акробаткой девушке очень нравилось, и позже она говорила, что по своей воли никогда бы не ушла с арены. Работу акробатки она получила благодаря отношениям с художниками-символистами графом Антуаном де Ларошфуко и Тео Вагнером, которые занимались оформлением интерьера здания цирка. Представления посещали некоторые другие художники, в том числе Анри Тулуз-Лотрек и Берта Моризо. Новые знакомые стали приглашать симпатичную циркачку позировать. Считается, что Сюзанной ее стали называть с подачи Тулуз-Лотрека, который намекал на библейский сюжет с Сусанной и старцами. Под старцами имелись в виду «старцы»-художники Монмартра. Сюзанне больше нравилось работать с мастерами значительно старше себя по возрасту.

Анри де Тулуз-Лотрек «Похмелье» (ок. 1888)
Анри де Тулуз-Лотрек «Похмелье» (ок. 1888)

В отличие от Сусанны, Сюзанна была барышня свободных нравов. Со многими из художников ее связывали отнюдь не платонические отношения. С Тулуз-Лотреком она встречалась около двух лет и некоторое время жила в его доме и постоянно тянула с него деньги. Тулуз-Лотрек, как известно, был инвалидом, испытывал трудности при общении с женщинами, поэтому досуг проводил преимущественно с проститутками. Внимание молодой и симпатичной модели стало для него отдушиной. Расстались они крайне некрасиво. Девушка предприняла демонстративную попытку самоубийства, чтобы в очередной раз пополнить свой бюджет за счет богатого любовника. Художник ушел из дома, а когда незаметно вернулся, подслушал ее разговор с матерью, многое прояснивший.

портрет Сюзанны кисти Анри де Тулуз-Лотрека (1885)
портрет Сюзанны кисти Анри де Тулуз-Лотрека (1885)

Некоторое время она встречалась с Ренуаром, и эта связь тоже закончилась прозаично. Есть версия, что однажды в разгар свидания в дом Ренуара начала ломиться другая любовница и в будущем жена Алин Чагиро, и художник выпроводил Сюзанну через другую дверь, на что девушка обиделась.

Огюст Ренуар «Танец в Буживиле» (1883)
Огюст Ренуар «Танец в Буживиле» (1883)
Огюст Ренуар «Танец в городе»
Огюст Ренуар «Танец в городе»

Может, это и байка. Однако серия картин на тему танца - любопытное свидетельство любовного треугольника. Сначала Ренуар написал «Танец в Буживиле», затем «Танец в городе», и на обоих картинах изобразил Сюзанну. На картине «Танец в деревне» - Алин.

Портрет Валадона кисти Пьера-Огюста Ренуара, 1885
Портрет Валадона кисти Пьера-Огюста Ренуара, 1885

В 1883 году 18-летняя натурщица родила сына Мориса. Кто был его отцом, достоверно не знала даже она сама.Позже мальчика усыновил друг испанский архитектор Микель Утрилло. Он был близким другом Валандон и даже пошутил, что рад поставить свою подпись под творением какого-нибудь известного мастера.

с сыном, 1890 год
с сыном, 1890 год

Американский коллекционер Рут Баквин в мемуарах упомянула анекдот, рассказанный Диего Риверой. «После того, как у Сюзанны Валадон родился Морис, она отправилась к Ренуару, для которого она работала моделью девять месяцев назад. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: "Он не может быть моим, цвет ужасный!" Затем она пошла к Дега, для которого она также работала моделью. Он сказал: "Он не может быть моим, форма ужасна!" В кафе Валадон увидела своего знакомого художника по имени Мигель Утрилло, которому она излила свое горе. Мужчина сказал ей назвать ребенка Утрилло: "Я был бы рад присвоить свое имя творчеству Ренуара или Дега!»

Росписи Пьера Пюви де Шаванна в вестибюле музея изящных искусств в Лионе (1873) Женские фигуры писались с Валандон
Росписи Пьера Пюви де Шаванна в вестибюле музея изящных искусств в Лионе (1873) Женские фигуры писались с Валандон
Лектор Леру «Читающая весталка» (ок. 1892)
Лектор Леру «Читающая весталка» (ок. 1892)

В 1893 году у Сюзанны завязался недолгий роман с композитором Эриком Сати, который стал ей буквально одержим и называл ее своей Баки. Через полгода она его бросила.

Сюзанна Валандон. Портрет Эрика Сати, 1893, Государственный музей современного искусства, Париж
Сюзанна Валандон. Портрет Эрика Сати, 1893, Государственный музей современного искусства, Париж

Брошенный Сати долго был безутешен.

В 1895 году она  вышла замуж за биржевого маклера Поля Мусиса и прожила с ним 13 лет. В 1909 году она подала на развод и вышла замуж за друга своего сына 23-летнего художника Андре Уттера. Позже они не раз образовывали творческий тандем. В 1934 году пара официально развелась, но отношения они поддерживали и дальше и похоронены вместе на кладбище Сент-Уэн в Париже. Сюзанна Валандон умерла в 1938 году от инсульта.

Сантьяго Русиньоль (1891) Сюзанна Валадон и Микель Утрилло в студии Русиньоля
Сантьяго Русиньоль (1891) Сюзанна Валадон и Микель Утрилло в студии Русиньоля

Натурщицей Сюзанна была около 10 лет. Ее можно увидеть в образе канатоходца на рисунке Моризо, на картинах Огюста Ренуара («Танец в Буживиле», «Танец в городе», «Девушка, заплетающая косу»), Пьера-Сесиля Пюви де Шаванна, Теофиля Стейнлена и не только. Рисовать Сюзанна начала еще в 9 лет. Позируя, она видела, как работают художники и освоила некоторые техники. Ее первыми моделями были члены семьи. Одним из первых, кто оценил ее работы, стал Эдгар Дега. Дега также научил Валандон искусству офорта.

Автопортрет, 1883
Автопортрет, 1883

Сюзанна сразу просила, чтобы ей не приводили в качестве моделей женщин, которые рассчитывают видеть себя красивыми. Она и сама на автопортретах не классическая красавица, а дама с характером.

Автопортрет, 1898, Музей изящных искусств Хьюстона
Автопортрет, 1898, Музей изящных искусств Хьюстона

Самые ранние сохранившиеся работы художницы – «Автопортрет» и «Портрет матери». За свою жизнь художница создала около 273 рисунков, 478 картин и 31 офорт, не считая подаренных или уничтоженных. Она участвовала в знаменитых Салонах и других престижных выставках. В 1894 году она стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств. Первая персональная выставка была устроена в 1911 году.

«Радость жизни» (1911), Метрополитен-музей
«Радость жизни» (1911), Метрополитен-музей

«Радость жизни» - одна из первых по-настоящему известных картин художницы.

«Закидывание сети» (1914), Музей изобразительного искусства Нанси
«Закидывание сети» (1914), Музей изобразительного искусства Нанси

Картину «Закидывание сети» многие сочли провокационной, так как обнаженных мужчин писала женщина.

«Брошенная кукла»
«Брошенная кукла»

«Брошенная кукла» тоже выглядит неоднозначно. Примечательно, что это один из двух парных портретов Марии Кола с дочерью Жильбертой, племянницей Сюзанны Валадон.

Мари Кока и ее дочь, 1913, Лионский музей изобразительных искусств, Лион
Мари Кока и ее дочь, 1913, Лионский музей изобразительных искусств, Лион

Последние годы она не писала. Художница прямо заявила, что сказала миру все, что хотела сказать, и не собирается становиться "как старые маразматики", которые держатся за работу до последнего, даже когда силы иссякли.

«Женщина в белых чулках» (1924)
«Женщина в белых чулках» (1924)

Художница часто предпочитала женщин с формами. Изящных худышек на ее картинах практически нет.

«Голубая комната» (1923)
«Голубая комната» (1923)

«Голубая комната» - одна из самых известных работ художницы.

«Молодая девушка перед окном» (1930)
«Молодая девушка перед окном» (1930)

В отличие от многих других именитых современников, Валандон стала известна еще при жизни. Интересу публики способствовали не только художественные способности.

-23

Валандон часто писала обнаженную натуру. При этом женские тела, в отличие от многих коллег-мужчин, она не идеализировала. Обнаженных мужчин она тоже писала, что было редким явлением среди женщин. Волновала публику и бурная личная жизнь Сюзанны. Женщина легко меняла любовников и не скрывала этого. Она вообще не терпела ограничений.

«Кот Рамину, сидящий на драпировке» (1920)
«Кот Рамину, сидящий на драпировке» (1920)
Женщина с кошкой (1920)
Женщина с кошкой (1920)

Сюзанна Валандон демонстративно плевала на общественное мнение, и при этом была успешна, востребована, удачно вышла замуж за обеспеченного человека, которого бросила ради молодого любовника. Отношения и, тем более, брак с мужчиной намного моложе – тоже вызов консервативной морали того времени.

«Цветы на круглом столе» (1920)
«Цветы на круглом столе» (1920)
«Жермен Уттер у окна» (1926) На картине одна из двух сестер Анри Уттера
«Жермен Уттер у окна» (1926) На картине одна из двух сестер Анри Уттера

Валандон любила эпатировать публику. На мероприятия она приходила с пучком моркови вместо цветов. Она утверждала, что завела козу, которой скармливала неудачные картины. Рассказывали, что однажды она застала мужа с любовницей и заперла их в комнате. Она держала их неделю под замком и кормила одной капустой, которую подавала по веревке в окно. Все это изрядно повеселило соседей.

Портрет мисс Лили Уолтон с кошкой (1922)
Портрет мисс Лили Уолтон с кошкой (1922)

По пятницам – постным дням – она кормила своих кошек исключительно икрой, раз мясо и рыбу католикам есть не полагается.

Сюзанна Валандон. Портрет художника Мориса Утрилло, 1921
Сюзанна Валандон. Портрет художника Мориса Утрилло, 1921

Также внимание к художнице привлекал ее сын. Он – один из немногих художников, который не только работал на Монмартре, но и родился там. Воспитанием его занималась в основном мать Сюзанны. Он начал злоупотреблять алкоголем уже в 12 лет, а в 21 год у него была выявлена шизофрения. В качестве терапевтического средства мать посоветовала ему заняться живописью. Хотя он не имел никакого художественного образования, его работы пользовались успехом, их печатали на открытках. В 1920-х интерес к творчеству художника подстегнул выход книги Франсиса Карко, рассказавшей об обитателях Монмартра. Писатель создал в книге яркий образ спивающегося мастера, вызвавший у читателей и жалость, и восхищение. Книга хорошо продавалась за границей, поэтому появилось много иностранных покупателей. В 1928 году художнику вручили крест Почетного Легиона. При этом он не раз лежал в психиатрических лечебницах. Когда Сюзанна Валандон вышла замуж за Андре Уттера, они стали жить втроем. Их стали в шутку называть адская троица. Когда у Мориса в очередной раз случались обострения, его запирали в комнате под надзором санитара. Если он вел себя буйно, Валандон говорила гостям, что это шалит ее любимый кот. Любимца художницы звали Рамину. Были у нее и другие кошки. Сейчас в этой квартире мемориальный музей.

в музее
в музее

В 1935 году Морис Утрилло увлекся религией, через год женился (возможно, по настоянию матери) и переехал за город. Последние годы он сильно болел, почти не выходил из дома, но картины писать продолжил. Несмотря на нездоровый образ жизни, он прожил 72 года. После Второй мировой войны работы Утрилло резко подскочили в цене. В итоге Сюзанну Валандон еще долго воспринимали в первую очередь как мать Утрилло. Но последние годы на волне интереса к женскому творчеству о ней пишут все чаще.

Морис Утрилло «Продажа земли в Жантайи»
Морис Утрилло «Продажа земли в Жантайи»
«Улица Анье»
«Улица Анье»