«Всю жизнь я снимала один фильм - фильм о человеке»
20 июля мы отметили 100-летний юбилей великого режиссера. Вся страна любит, знает и пересматривает фильмы Татьяны Михайловны Лиозновой. В год семьи мне бы хотелось вспомнить раннюю ее работу «Евдокия». Понять простые образы этой киносаги можно тогда, когда знаешь, что во многом там отражена история страны и собственные переживания автора.
Юность Татьяны Лиозновой выпала на годы войны. В дальнейшем «железной леди» пришлось сменить отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что началась волна антисемитизма. В жизни Лиозновой было немало обид. После окончания ВГИКа она девять лет не имела возможности снимать кино – в стране шла борьба с космополитами. Для того чтобы выживать, приходилось даже шить на продажу халаты.
Лиознова не была замужем, и с детьми не получилось. Однако судьба подарила Татьяне Михайловне названую дочь Людмилу Лисину. Знакомство с отцом дочери произошло в 1963-м на съемках фильма «Им покоряется небо». Консультантом проекта оказался летчик-испытатель Василий Колошенко. Мужчина был вдовцом и воспитывал двух девочек. Роман развивался на съемочной площадке. Летчик покорил манерами и обходительностью. Отношения долго не продлились и закончились, как только прошла влюбленность, и начались будни семейной жизни. Лиознова разочаровалась в избраннике, а Людмила так и осталась названой дочерью.
Советское кино периода Оттепели (с середины 1950-х до конца 1960-х), пожалуй, лучшее время отечественного кино. Иногда это направление называют «советской новой волной».
Во второй половине 50-х годов в советском кино появился новый герой, который, будучи духовно связанным с героями сталинского кинематографа, в то же время сумел избавиться от их излишней плакатности и стать еще ближе рядовому зрителю. Тогда в киношной среде даже появилось такое определение: «Шагнуть с экрана в жизнь».
А поскольку жизнь в ту пору была полна энтузиазма и веры в наступление скорого светлого будущего, то и герои тогдашнего кинематографа были под стать той жизни – добрые, бескорыстные, одухотворенные.
Несмотря на давность появления фильма «Евдокия» на экранах, его стоит посмотреть хотя бы потому, что является редким примером картины исключительно о крепкой семье, любви, отношениях, и при этом показывает пример настоящей Женщины и настоящего Мужчины, для которых нет чужих детей. Показан образ счастливых людей, к которому трудно, но необходимо стремиться. Вопросы создания семьи актуальны всегда, поэтому просмотр этого фильма, как и полвека назад, не оставит никого равнодушным.
Чтобы стать по-настоящему крепкой семьей, не хватит одной лишь любви. Только пройдя через трудности, прощая друг друга и помогая во всех бедах, можно стать единым целым. И передать эти ценности будущим поколениям.
Советские фильмы часто заканчивались свадьбой. У Татьяны Лиозновой со свадьбы начинается история семьи. Влюбленность проходит, а вот выдержать вместе все испытания очень сложно.
Перед нами разворачивается жизнь одной семьи на протяжении трёх десятилетий. Мы видим, как эта семья возникла, как чуть было не развалилась из-за вторжения в её размеренную жизнь прошлых ошибок Евдокии, как они стойко сносили все тяготы, войну, потери близких, все радости делили в семье с детьми.
Фильм снят по повести советской писательницы Веры Пановой. В основе сюжета лежит история семьи, в которой все дети – приемные, но любимые.
Другая идея фильма – это безграничное уважение ко всякому труду. Каждый из детей Чернышевых открыл в жизни свои таланты: кто-то с детства, любящий рисовать и получающий от старшей сестры лишние краски, поступил в художественную школу; кто-то стал партийным работником; кто-то так же, как отец, отдал свою жизнь простому физическому труду, а одна из дочерей Чернышевых – Наталья – пугала свою мать тем, что любила читать и больше занималась наукой и учебой, а не гуляла с влюблёнными в неё товарищами. Однако после всего Наталья не стала «старой девой» и нашла своё счастье, пусть и в более позднем возрасте. С помощью родителей, их благословления на любую самостоятельно выбранную дорогу, дети становились настоящими людьми, специалистами в своём деле, а также обретали семейное счастье, по примеру родителей обзаводились большими и крепкими семьями.
Тем самым, родительская любовь в фильме – не слепая и всепоглощающая, но такая, о которой сказано: «Ребёнок — гость в твоём доме: накорми, воспитай и отпусти». Так же делали и Чернышевы, не требуя благодарности за свой родительский труд, они отпускали детей, получая от них в ответ добрые дела.
Фильм неистово захватывает своей проникновенностью, подлинностью чувств. Поистине правильные семейные ценности в нем отображены. Очень нравственный фильм. Кто-то может сказать, что сейчас другое время, другие ценности, я не соглашусь, человек во все времена должен оставаться цельной личностью, уметь противостоять испытаниям и искушениям, в семье формируется человек, именно в ней и закладываются навыки жизнетворчества.
Советую прочитать интервью режиссера:
Татьяна Лиознова: «Еще со времен школы я очень не любила первых учениц…» – Журнал «Сеанс»
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ