Найти тему

Рарóг: духи огня в наследии славянской культуры.

Огненный сокол, на невероятной скорости, мчится через пространство и время. Перья его напоминают языки пламени, весь он охвачен сиянием, а за хвостом чудо-сокола стелется дорожка из искр. Полет Рарога похож скорее огненную бурю, а обязанность у него одна - передать народу весть о появлении Богов.

Вообще, в славянском пантеоне божественных существ, Рарог (ударение на второй слог) - воплощение огненного Семаргла ( это такое древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в пантеон князя Владимира, младой Сварожич, рождённый в Кузне Небесной, покровительствующий огню). По мнению учёных-исследователей русского ведического этноса — этот полубожественный персонаж, возможно — вестник и одна из ипостасей огненной стихии. А еще он, помимо стихии огня, наделен стихией ветра, что крайне необычно, ведь обычно божества наделены одной главенствующей стихией, а все остальное уже в дополнение. Но Рарог, очень мощная птица – воплощал в себе и лёгкость с быстротой воздуха и грозную силу огня. Одним словом, универсал.

В книге «Русь арийская» А.И.Белова приводится интересное сравнение Рарога с другими божествами:
“Очевидно, образ Рарога связан с древнерусским Сварогом и с богом Страхом (Рахом) из восточнославянских заговоров. Нетрудно увидеть, что мифологическая Жар-птица, приносящая удачу и богатство, также весьма похожа на это божество. В литовской мифологии имелось аналогичное божество Айтварас. Этот огненный змей приносит людям богатство, деньги, удачу, молоко, мед.
В старославянских магических ритуалах и сохранившихся заговорах, Рарог часто называется Рахом или Страхом. Последний вариант имени ярко показывает, что народ восхищался и почитал эту чудесную птицу, однако опасался грозного огненного бога.
Истинное обличие Рарога и Семаргала до разделения. Интересно то, что они очень похожи на огненного гиппогрифа, но это просто теория. Может это один и тот же вид?
Истинное обличие Рарога и Семаргала до разделения. Интересно то, что они очень похожи на огненного гиппогрифа, но это просто теория. Может это один и тот же вид?

Известно о Рароге становится из фольклора ряда славянских племён, причём нередко особенности этого божества отличаются, в зависимости от региона, где было сложено предание. Интересен же он тем, что его образ - это основа для гербов древних славян (в частности – объединения западных племен во главе с племенем Бодричей-Ободритов). Так же Рарог, в виде пикирующего огненного сокола, украшал стяг Святослава Игоревича, а в геральдике сакральным символом Рарога является его одноимённый знак (его часто можно увидеть на амулетах и оберегах).

Но почему же «Рарог»? Исследователи считают, что слово «рарог» происходит от индоевропейского «врарог». Таким определением называли разновидность хищных птиц, а конкретнее – ястребов и соколов. Кроме того, на формирование названия могло повлиять и славянское произношение. Из древнего варианта слово превратилось в «варог», что уже соответствовало указанию на божественный аспект (как бог Сварог) и ярко раскрывает его особенности – это «огненное божество в образе птицы».

Рарог был одним из самых колоритных огненных существ в преданиях славян. Он мог быть вестником грядущей радости и успехов, мог предвещать разорения и пожары и воплощал огонь в самых разных его ипостасях – от тепла и света очага до сияния солнца. Чаще всего он появлялся в виде птицы, излучающей свет и выдыхающей искры. Впрочем, иногда Рарог принимал и иные облики. К примеру, в некоторых преданиях говорится, что он мог стать драконом или огненным вихрем.

-3

Ну, и напоследок, вот вам интересное мифологическое совпадение: В честь Рарога названа вулканическая впадина (патера) на Ио, спутнике Юпитера. Юпитер - это в бог неба, дневного света и грозы в древнеримской мифологии, а его спутница Ио - одна из возлюбленных Зевса, ставшая облаком. Выходит что Рарог - это часть облака, летающего в грозовом небе. Как по мне, очень подходящее ему описание.