Он играл бок о бок с такими гитарными иконами, как Ронни Монтроуз, Эдди Ван Хален и Джо Сатриани, но мало кто говорит о самом Сэмми Хагаре, как о герое гитары.
Если бы в словаре рок-н-ролла искали фразу "магнит для гитарных героев", то там бы вы наверняка увидели фотографию Сэмми Хагара. Судите сами: сначала он прославился как вокалист в группе эксцентричного, но невероятно талантливого гитариста Ронни Монтроуза. Затем, после десятилетнего сольного плавания, его "магнитное поле" притянуло к Эдди Ван Халену – человеку, который в одиночку переосмыслил игру на электрогитаре на рубеже 70-х и 80-х годов. А в 2008 году неугомонный фронтмен оказался рядом с самим "гитарным героем гитарных героев" – мистером Джо Сатриани в группе Chickenfoot.
Но зачастую мы забываем, что Сэмми Хагар и сам является отличным гитаристом, хотя он и не любит это признавать. Мы знаем его как одного из культовых рок-вокалистов, яркого фронтмена, но что происходит, когда его фирменная Gibson Explorer Pro оказывается на ремне? Что происходит, когда он становится настоящим "Красным Рокером"?
Прозвище "Красный Рокер" ("The Red Rocker") у Сэмми Хагара появилось из-за нескольких факторов:
- Цвет волос: У Хагара рыжие волосы, которые всегда были его отличительной чертой.
- Энергичные выступления: Хагар известен своей взрывной энергетикой на сцене. Он прыгает, танцует, заводит публику – настоящий рокер!
- Красный цвет в его образе: Хагар часто использует красный цвет в своей одежде, на концертах, даже название его бренда текилы – "Cabo Wabo" – написано красным.
Со временем прозвище "Красный Рокер" прочно закрепилось за Сэмми Хагаром и стало его визитной карточкой, отражающей как его внешний вид, так и яркую сценическую натуру.
"Я не могу одновременно петь и играть на гитаре. Это слишком сложно", – говорит он. – "Я могу джемить, но если бы мне приходилось играть все партии каждый вечер, я бы постоянно мучился..."
А ведь взять хотя бы вступительный рифф This Planet's On Fire (Burn In Hell) 1979 года, который, возможно, вдохновил AC/DC на создание Thunderstruck, – это же настоящий гитарный тур-де-форс, и это все Хагар!
Сэмми рано научился играть. Он уговорил мать купить ему гитару, пообещав, что отнесётся к этому серьезно. Ради этого он разучил на инструменте друга мелодию Never On Sunday – любимую песню своей мамы. "Она стоила 39,95 долларов – гитара Silvertone и усилитель в одном кейсе", – вспоминает Сэмми. Жизнь юного музыканта уже никогда не была прежней. "Я еле-еле закончил школу. Особенно после того, как у меня появилась гитара, – я заваливал все предметы. Учителя спрашивали: "Почему ты не хочешь учиться?". Но меня интересовали только музыка и девчонки".
Выросший в Калифорнии, Хагар ловил аккорды короля сёрф-рока Дика Дейла, разучивая его бешеную инструментальную Miserlou.
"Потом я пытался выучить все соло Эрика Клэптона, начиная с его работ в Yardbirds и John Mayall & The Bluesbreakers. Я выучил блюзовое соло Have You Heard нота в ноту. А когда вышел альбом Fresh Cream, я разучил и эти песни. То же самое было и с Disraeli Gears. Мне больше нравился Клэптон и Питер Грин, чем, скажем, Хендрикс".
И это заметно: риффы и соло Хагара пропитаны прямолинейными блюзовыми отсылками, а не психоделическими экспериментами с фидбэком.
Он и на лэп-стил гитаре играет недурно. Хотя, как это часто бывает с Хагаром, он не хочет этого признавать: "Я не очень хорошо на ней играю. Просто издаю какие-то звуки. Это весело. На ней можно извлекать безумные звуки, выкручивая и поворачивая. Я играю на ней с открытым строем, настроенным на ми. Можно немного понизить строй, а потом чуть-чуть повысить, и получить очень эмоциональное звучание. На большее я не способен. У меня нет кучи навыков. Я не могу сыграть на ней настоящую песню..."
Скромность Сэмми в отношении своих способностей просто зашкаливает (что необычно, учитывая эго, обычно свойственное гитаристам). О Ten 13 – альбоме 2000 года, записанном с The Waboritas, где он делил гитарные партии с Виком Джонсоном – он сказал: "Я позволил Вику сыграть большую часть основных треков, а потом вернулся и записал некоторые из них сам. Наверное, половину соло сыграл он. Я не указываю, кто что играл, потому что считаю это глупостью".
Фактически, единственный альбом, на котором Хагар указан как единственный гитарист – это его сольный альбом I Never Said Goodbye 1987 года. По иронии судьбы, на нем также можно услышать Эдди Ван Халена, правда, играющего на басу.
Гитарное мастерство Хагара, безусловно, изменило расстановку сил в Van Halen, когда он присоединился к группе. Бывший басист Van Halen Майкл Энтони вспоминал в 2010 году: "Внезапно мы вышли на новый уровень. У нас появился не только парень, который умеет петь, но и еще один гитарист. Это было что-то новое, что-то другое, и Эдди был в восторге".
"Это было не что иное, как второе рождение Van Halen. В студии, где мы работали над альбомом 5150, бурлила энергия, идеи рождались одна за другой, все было свежо и захватывающе. С Сэмми у нас появилась настоящая мелодия. Он был просто отличным музыкантом во всех отношениях. Эдди мог сказать: "Эй, Сэм, у меня есть идея", – а Сэмми брал гитару и говорил: "Да, но как насчет этого?" С нами такого раньше не бывало. Мы стали более музыкальной группой".
Поскольку Эдди экспериментировал с клавишными, значительная часть гитарных партий в туре 5150 легла на плечи Сэмми. Его гитарное исполнение Love Walks In стало гвоздем программы и открыло многим глаза на мастерство Хагара. Не верите? Посмотрите Van Halen Live Without A Net.
Несмотря на очевидный талант и именные модели гитар, Хагар, похоже, до сих пор не считает себя гитарным героем. Возможно, потому, что он не чувствует, что заплатил свои долги. "Поскольку я и пою, и играю на гитаре, я никогда, за исключением ранних лет, не делал того, что нужно, чтобы стать крутым гитаристом, как Джо Сатриани или Эдди Ван Хален", – пожимает он плечами. – "Эти ребята сидели в комнате и целыми днями практиковались в гаммах. А я заходил, репетировал пару риффов, а потом начинал: "О, детка..." – и петь. Так что это помешало мне стать настоящим гитаристом".
Гитарист? Певец? Выбирайте сами. Кажется, у Сэмми Хагара есть и то, и другое. "Если ты хочешь быть и певцом, и гитаристом – это здорово", – говорит он. – "Это лучший вариант..."