Найти в Дзене
Подписаться

Карта небесной сферы Николая Морозова

Из Фраскатти в старый Рим

Вышел Петр Астролог.

Высоко чернел над ним,

Неба звёздный полог.

Он глядел туда, во тьму,

Со своей равнины,

И мерещились ему

Странные картины.

Эпиграфы к роману Сергея Снегова "Люди как боги" в сборнике "Эллинский секрет", Лениздат, 1966.
Эпиграфы к роману Сергея Снегова "Люди как боги" в сборнике "Эллинский секрет", Лениздат, 1966.

С этими замечательными строчками Николая Морозова я, как и многие любители фантастики, познакомился в сборнике "Эллинский секрет", где они присутствовали в качестве эпиграфа к роману Сергея Снегова "Люди как боги". В то время я ещё не ничего знал о личности легендарного Шлиссельбуржца, да и по младости лет особо не задавался вопросом, кто же такой этот самый Пётр. Видимо потому, как и многие другие читатели, был несколько разочарован, прочитав полный текст стихотворения, но не увидев связи с первоисточником. Уже в начале восьмидесятых, разыскивая фантастику в журнальной периодике, наткнулся на статью в журнале «Техника и наука» за авторством профессора Постникова, посвящённую астрономической теории Николая Морозова, в которой, в частности, сообщалось, что поверкой идей Морозова:

занялись, по моей инициативе, несколько лет назад доктора физ.-мат. наук А. Мищенко и А. Фоменко. О старой и новой хронологии мы здесь говорить не будем, а вернёмся к стихотворению, которое, как говорит сам Морозов, является вольным переводом рассказа из «Деяний Апостолов», X, 15. , а Пётр-астролог не кто иной как апостол Пётр. Далее Морозов в четвёртой главе седьмой книги "Истории человеческой культуры в естественнонаучном освещении" более известной как "Христос", где и напечатано стихотворение, пишет:

Из «Деяний Апостолов» мы догадываемся, что Петр был по своей профессии астрономом. Там образно рассказывается, что когда он однажды созерцал небо вечером, к нему трижды спустилась «небесная скатерть» (т. е. карта неба) со всеми ее астрологическими зверями, и голос с неба приказал ему съесть их, подобно тому, как приказано было и Иоанну в Апокалипсисе съесть целый зодиакальный круг под эмблемой свитка папируса. Кроме того, — по словам евангелия, — он был «ловец рыб» и притом «сетью», а я уже указывал, что это — аллегория, основанная на том, что астрономы средних веков именно и ловили созвездие Рыб в сеть небесных параллелей и меридианов, потому что в Рыбах, с начала нашей эры, находилась точка весеннего равноденствия, а определить ее положение и попятное движение было чрезвычайно важно для установления точной длины климатического земного года. Это, конечно, не значит, чтобы Симон-Петр, если когда-нибудь существовал подобный человек, никогда не развлекался и реальным рыболовством в реках или озерах около своего города...

Обложка седьмого тома книги Николая  Морозова "Христос", 1918.
Обложка седьмого тома книги Николая Морозова "Христос", 1918.

Из Фраскатти в Старый Рим

Вышел Пётр Астролог.

Свод небес висел над ним

Будто чёрный полог.

Он глядел туда, во тьму,

Со своей равнины,

И мерещились ему

Странные картины.

Пeтр сказал: "Не лeгок путь!

Утомились ноги!"

И присел он отдохнуть

С краю у дороги.

Видит: небо уж не грот

С яркими звездами,

Это спущена с высот

Скатерть со зверями.

В ней даны ему, как снедь,

Гидры, скорпионы,

Козерог, центавр, медведь,

Змеи и драконы.

Он подумал: "Это - бес!

Чертово глумленье".

Но услышал глас с небес:

"Ешь их во спасенье!"

- "Что ты, Боже, мне сказал? -

Молвил Петр укорно, -

Никогда я не едал

Нечисти злотворной".

Но спустилася с высот

Скатерть еще ниже.

Лезут звери прямо в рот,

И все ближе, ближе!

Петр вскочил. «Прескверный сон!

Как тут разобраться!»

И спешил скорее он

До дому добраться.

Так, начиная с первых строк фантастического романа, Снегов проводит евангелистские аллюзии в так называемой космической опере, да и многие образы становятся понятнее, при соотнесении со стихотворными строчками Морозова.

P.S. В первой строфе есть некоторые разночтения с оригинальным текстом, скорее всего эпиграф добавлялся по памяти, возможно книги под рукой не было.

P.P.S.

В заключение небольшой отрывок из фантастического романа, в котором нашлось место и для нескольких строк об учёном и поэте:

эта приставка к фамилии означает, что он провел в Шлиссельбургской каторжной тюрьме ни мало ни много — двадцать лет. И чтобы скоротать время, напридумывал там немало интересных гипотез. Эта возникла у него в самом конце прошлого века. По нынешним временам она выглядит несколько наивно, но верна ее суть — идея, которую я распространяю на все времена: человечество породил некий глобальный, космический процесс. Наша цивилизация объективно — проявление его. Но поэтому же в развитии мира заключена и его гибель.

Владимир Савченко