Найти в Дзене

Готик-рок: о смерти и не только

Оглавление

70-е года прошлого века в Европе оказались невероятно богаты на новые альтернативные жанры в музыке, которые поначалу даже не имели собственных названий. Один лишь панк-рок повлёк за собой появление длинной цепочки различных ответвлений, которые продолжают активно развиваться и по сей день. И один из них — готик-рок, заслуживший звание одного из самых мрачных явлений в музыке. Сейчас мы поговорим о нём поподробнее.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Об истории

Само понятие “готик-рок” появилось в Великобритании, как уже было упомянуто, в конце 70-х годов (конкретно на телевидении термин был озвучен в 1978 году, на телеканале BBC). Эта музыка стала логичным продолжением жанра пост-панка, который, в свою очередь, является одним из ответвлений панк-рока. Помимо этого, готическая музыка формировалась под влиянием популярных на тот момент психоделического рока, арт-рока и ряда других подобных жанров с их тягучей мрачноватой атмосферой. Так, например, отдалённо такие элементы прослеживались у знаменитых The Doors и Дэвида Боуи, когда у готического рока ещё не было своего названия.

-2

Так, жанр позаимствовал всё самое интересное у своих предшественников: как и пост-панк, он прочно начал ассоциироваться с мрачной эстетикой и, как и панк, тягой к экспериментам со звучанием и внешним видом.

К ранним первопроходцам готического рока относят группу Joy Division, которые выделялись как раз депрессивным стилем исполнения и текстами с рассуждениями о смерти и одиночества.

Своеобразным “гимном” новоявленного жанра стал сингл «Bela Lugosi’s Dead» группы Bauhaus, выпущенный в 1979 году. Эта работа и положила начало развитию готик-рока в целом. Она была записана с одной попытки, причём до этого вокалист коллектива нигде и никогда не выступал. Сам же Бела Лугоши, ставший центральным героем песни, был известен благодаря образу графа Дракулы, которого он воплощал в театре и на экране. Так готическая субкультура стала ещё плотнее связана с вампирской тематикой.

-3

О музыкальных особенностях

Далее выделим основные черты, которые отличали готик-рок от подобных ему направлений:

  • тяжелые гитарные риффы
  • мрачный бас, который зачастую несколько монотонен
  • глубокий вокал, в основном без лишней экспрессивности. По голосу практически никогда непонятно, в каком именно моральном состоянии находится лирический герой, но при этом музыка всё равно оказывается эмоциональной и чувственной
  • синтезаторные аранжировки и общее влияние электроники для создания таинственной загадочной атмосферы. Позже это поспособствует появлению такого более современного музыкального стиля, как дарк-вейв
  • тексты у готов часто философские. Они затрагивают тематику любви и смерти, но также касаются и проблем, например, религии. А ещё они отсылаются к средневековой эстетике и фантастическим сюжетам о вампирах, демонах, ангелах и других подобных персонажах
-4

О визуальных элементах

Немаловажную роль сыграл, конечно же, и внешний вид музыкантов, сформировавший эстетику известной субкультуры:

  • бледная кожа и тёмные тона в одежде (конечно же, отсылающая к вампирам и эстетике смерти)
  • сочетание прошлого и современного: в образах исполнителей проскальзывали как элементы времён викторианской Англии со своей изысканностью и элегантностью, так и провокационные детали стиля панков
  • “увядающие” или “мертвые” атрибуты (сухие цветы, черепа или любые другие части скелета в украшениях и аксессуарах)
  • религиозные элементы
  • выразительный макияж, подчеркивающий романтическую и драматическую эстетику

Об основных представителях

По ссылкам будут доступны перечисляемые альбомы.

Bauhaus

Уже упомянутый ранее коллектив стал первым представителем жанра. Ребята часто экспериментировали со звучанием, так что в их музыке можно найти и элементы фанка, и глэм-рока, и даже немного хэви-метала. А на старте их стиль вообще сравнивали с Дэвидом Боуи.

Альбомы: In the Flat Field (1980), Mask (1981) и др.

-5

Siouxsie and The Banshees

Солистка группы Сьюзи стала настоящим лицом жанра, наглядно продемонстрировав, как должен выглядеть классический исполнитель готического рока. Их музыка продолжает вдохновлять ряд более современных исполнителей и влияние этого коллектива отмечали действительно многие от Моррисси и Radiohead до Red Hot Chili Peppers и LCD Soundsystem.

Альбомы: The Scream (1978), Join Hands (1979), Juju (1981) и др.

-6

The Cure

Изначально выступавшие на разогреве у группы Сьюзи, The Cure довольно быстро достигли невероятного коммерческого успеха. Сейчас мало кто в мире не знает фирменного образа Роберта Смита с небрежно подведёнными глазами и алыми губами. Он же самостоятельно писал тексты, которые впоследствии вместе с музыкой создавали уникальную гнетущую атмосферу.

Альбомы: "Pornography" (1982), "Disintegration" (1989) и др.

-7

Среди наших отечественных исполнителей наиболее известным коллективом данного жанра является группа Агата Кристи, в лирике и звучании которой также есть широкий спектр экспериментальных элементов и поднимаются все вышеперечисленные темы.

-8

Автор статьи: Анна Коробко

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊