Найти тему
CINEMA

Аресты, допросы и ужасы лагерей - что удалось избежать героям фильма «Офицеры»

26 июля 1971 года состоялась премьера легендарного советского фильма «Офицеры».

Сегодня этот фильм является кинематографическим гимном Российской армии. Его персонажи увековечены в скульптуре рядом с Министерством обороны РФ, и многие молодые люди после просмотра этой картины, приняли решение связать свою жизнь с воинской службой.

Но первоначально судьба фильма была непростой. Сценарий к картине написал известный советский писатель Борис Васильев, взяв за основу свою же пьесу «Танкисты», опубликованную в 1954 году.

Первоначально заказ на фильм сформировал министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. Он хотел, чтобы появилась художественная кинокартина, посвящённая нелёгкой судьбе офицерских жён. И чтобы бы обязательно в фильме рядом с такой преданной женой был не только её муж, но и другой герой-офицер. Который бы тоже её любил. Но супружеская верность и офицерская дружба были бы превыше всего.

-2

В итоге фильм всё равно получился о друзьях-офицерах, а верная офицерская жена стала лишь одной из главных героинь.

Так как фильм снимали по пьесе «Танкисты», первое рабочее название фильма было тоже «Танкисты». Но сценарий утверждали уже под названием «Жена танкиста», хотя в итоге фильм стал называться «Офицеры».

-3

Первоначально, по замыслу автора, главные герои должны были попасть под каток репрессий и потерять связь друг с другом. Точнее, каждый из них знал, что его товарищ был осуждён. И всё. Их разбросали по разным лагерям, и лишь во время войны он них вспомнили и из лагерей отправили на фронт. Но также по отдельности. Так что о судьбе друг друга они ничего не знали.

После войны их пути тоже не пересекались, вплоть до той встрече двух генералов в генштабе. Этим, кстати, и объясняется их встреча в Москве много лет спустя, которая многим советским офицерам показалась странной.

-4

Дело в том, что в советской армии два генерала не могли не знать о существовании друг друга. Разве что кроме того особого случая, когда они оба попали в лагеря, и каждый из них был убеждён в том, что его товарищ не выжил в той грандиозной мясорубке.

Фильм планировался двухсерийным, полным драматических событий, и должен был продемонстрировать стойкость духа советских офицеров, когда тяжелые испытания они достойно прошли не только на поле боя, но и во время арестов, допросов и несправедливого наказания.

-5

Гречко отказался утверждать такой сценарий. Дескать, что было, то было, но зачем людям лишний раз об этом напоминать? И он распорядился историю с лагерями убрать. Васильев категорически отказался, объясняя это тем, что вся драматургия произведения будет утеряна. И тогда подправить сценарий поручили другому человеку. Им стал известный советский сценарист Кирилл Рапопорт, который укоротил сценарий до одной серии, оставив начало и конец истории и убрав всю середину с ужасами лагерей. А чтобы сохранить линию сюжета, он заменил лагерные сроки на секретные командировки, из которых нельзя было переписываться и поддерживать связь. В том числе отправил героев в Испанию.

-6

В целом получился вполне логичный и увлекательный сюжет, кроме той непонятной встречи генералов, о которой я написал выше. Но для обычного гражданского зрителя ничего странного в этом не было. Ну а военным всё объяснили по-простому – это ведь кино!

-7
-8

В год премьеры в кинопрокате фильм «Офицеры» занял безоговорочное первое место, обогнав второго лидера более чем на десять миллионов зрителей! Позади «Офицеров» остались такие популярные фильмы, как «Последняя реликвия», «Инспектор уголовного розыска», «12 стульев» Гайдая, киноэпопея «Освобождение», «Белорусский вокзал», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Возвращение «Святого Луки» и ещё более тридцати всесоюзных кинопремьер 1971 года.

Михаил Лешков.

Опубликованы кадры из фильма "Офицеры" (1971 год).

_______________________

_______________________

Если статья была интересной кликните 👍