Актёр Борис Ливанов: «Никогда не хотел играть в «Современнике». И уже тем более в его филиале!»
Недавно мы поздравляли с днём рождения замечательного артиста Василия Борисовича Ливанова. Многие знают, что Василий Ливанов достойно продолжил семейную актёрскую династию. Ведь его отец и дед были знаменитыми русским актёрами. Например, его отец Борис Николаевич Ливанов был народным артистом СССР, лауреатом пяти (!) Сталинских премий. А в 1970 году за большие заслуги в театральной деятельности он получил Государственную премию СССР.
Кавалер ордена Ленина и четырёх орденов Трудового Красного знамени Борис Ливанов в начале семидесятых годов был одним из самых уважаемых и заслуженных артистов страны. Почти полвека он посвятил сцене МХАТа и много лет был ведущим актёром театра.
Борис Николаевич был ярким представителем русского классического театра. В двадцатых годах он получил актёрское образование в Студии МХАТ, где лекции читал сам Станиславский. Поэтому в 1970 году он очень болезненно встретил назначение Ольга Ефремова на должность художественного руководителя МХАТа. И не только он, но и весь актёрский костяк знаменитого театра.
Сегодня критики и историки разделились во мнениях: зачем министр культуры Екатерина Фурцева подписала такое странное назначение? Ведь, как позже рассказывал Олег Николаевич Ефремов, он не хотел покидать свой «Современник». Но в те годы подобные приказы сверху не обсуждались.
По словам Галины Волчек, перед Ефремовым был непростой выбор: либо он соглашается на должность худрука МХАТа, либо его увольняют с должности худрука «Современника» и на его место назначают нового руководителя из числа работников министерства. Что означало для Ефремова запрет на профессию и, по сути, развал его театра. Поэтому Олег Николаевич был вынужден согласиться с новым назначением. Правда, с условием, что в «Современнике» он оставит своего преемника, а во МХАТ возьмёт несколько своих актёров.
Понятно, что эти актёры были уже из нового, послевоенного поколения, и они сразу попали в конфронтацию со старым актёрским составом МХАТа. Как и новый художественный руководитель. Первым из театра добровольно ушёл Борис Ливанов, с которого начиналась моя статья. Он ушёл, сказав напоследок те слова, который я вставил в эпиграф.
Можно только представить его переживания после почти полувековой службы этой сцене. Буквально через два года его не стало. Многие считают, что его преждевременная смерть была связана с драмой потери любимой работы. А ведь ему было только 68 лет.
Прославленный Московский Художественный академический театр открылся в далёком 1898 году по личному разрешению императора Николая Второго. Его создателями стали тоже театральные революционеры своего времени: Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Вскоре театральная школа Станиславского была признана во всём мире, а МХАТ стал её ярким представителем. И чтобы продолжить традиции Станиславского, была создана Школа-студия МХАТ, которая и сегодня считается лучшим театральным институтом страны.
Ефремов же был пионером нового театрального направления. Нет, он не отказывался от канонов Станиславского, но пытался осовременить эту театральную методику и почти отказался от старых классических произведений. А МХАТ твердо стоял на русской классике, и современные пьесы ставил неохотно. Только по распоряжению сверху.
Все понимали, что другим Ефремов уже не будет. И что во МХАТе он будет гнуть свою театральную линию. И именно это актёрский состав МХАТа посчитал концом русского классического театра.
Вообще МХАТ за последние 120 лет переживал несколько кризисов. И каждый раз ему предсказывали конец. Первый раз это случилось сразу после революции. Но даже в период безвластия, голода и разрухи он выжил. Потом, после болезненной реорганизации театра в тридцатые годы. И снова театр выжил и не изменил своему классическому репертуару. А вот после деятельности Ефремова МХАТ распался на две труппы. Но самое главное - обе эти труппы пошли своими дорогами, сделав акцент на современный репертуар.
Сегодня, по мнению любителей советского театра, МХТ имени Горького, который остался преемником старого МХАТа, уже утратил свой исторический вид. И хоть театр вроде как опять вернулся к классическому репертуару, но к той игре, когда зрители всем залом либо рыдали, либо смеялись, он так и не вернулся.
Я нечего не хочу противопоставлять в своей статье. Тем более, что живьём на сцене я не видел таких корифеев, как Борис Ливанов, Владимир Белокуров или Павел Массальский. Только в архивных записях. Но три года назад на большой сцене МХАТа я «живьём» лицезрел небезызвестную Ольгу Бузову. В главной роли в спектакле «Чудесный грузин». Я поддался рекламе и купил билет на один из первых спектаклей с её участием.
Неловкость, а скорее даже стыд за великий театр я испытал после её первого появления на сцене и первых произнесённых реплик. Это была даже не самодеятельность, а что-то ещё хуже. И ведь рядом с нею играли профессиональные актёры.
И если даже я, слабый знаток театра, сразу же увидел бездарное кривляние, то каково было им? Они-то тем более всё понимали! Но, тем не менее, старались что-то играть рядом. Хотя всем всё было очевидно. И мне кажется, что такого унижения и даже осквернения сцены, на которую когда-то выходили Вахтангов и Станиславский, не было никогда.
Понятно, что это безобразие быстро прекратилось. Люди просто перестали покупать билеты на пустое и неинтересное зрелище. И спектакль был изъят из репертуара намного раньше, чем планировалось.
Бузова, конечно же, своё выступление на сцене МХАТа записала себе в актив. И везде, где можно, с восторгом рассказывала об этом. А вот великий МХАТ куда себе записал эту позорную страницу?
Но всё же я хочу вернуться к началу статьи об Олеге Ефремове. Он, конечно же, великий актёр и режиссёр. Но ведь именно он первый запустил процесс распада русского классического театра, который в своё время смог пережить и грандиозную революцию, и страшные репрессии, когда лишился почти половины труппы.
Сегодня мы имеем два МХАТа. Точнее, МХТ. Словно «академический» исчезло из названий. И это вполне справедливо. Но оба этих театра бесконечно далеки от того настоящего МХАТа, который был создан легендарными русским театралами и существовал несколько десятилетий.
И это не «ворчание старого хрыча, тоскующего по советским временам». Это реальность, в которой может убедиться каждый, независимо от своего возраста. Просто посмотрите запись любого спектакля МХАТа 50-60 годов и запись нынешних спектаклей. Например, «Чайку» образца 1968 года в постановке Бориса Ливанова и современную «Чайку» которая уже третий сезон идет на сцене МХТ им. Чехова. Оба спектакля есть в интернете.
Причем в современной «Чайке» играют замечательные актёры: Дарья Мороз, Станислав Любшин, Евгения Добровольская, Игорь Верник и др. Мне нравятся эти артисты. Но, тем не менее. Просто посмотрите старую постановку, а потом новую. И вам сразу всё будет понятно. Даже если вы не фанат театра.
В спектакле Ливанова нет ни одной перетянутой паузы или лишнего жеста актёра. Все продумано до мелочей, и в то же время всё смотрится легко и органично. Как будто актёры и не играют вовсе.
В современном спектакле много явных оплошностей и откровенной отсебятины. И иногда не понимаешь: то ли это вольность самого актёра, то ли «гениальная» задумка режиссёра? Но в любом случае оставляет неприятный осадок. Заметно, что профессиональный театр приобретает явный оттенок самодеятельности. И это очень прискорбно.
Но чтобы закончить статью на хорошей ноте, должен заметить, что не все российские классические театры деградируют. Например, знаменитый Малый театр. Его история насчитывает два с половиной века. Там и сегодня сохранены все традиции классической сцены.
Конечно, в этом немалая заслуга Юрия Соломина, который многие годы оберегал театр от сомнительных нововведений и провёл его через трудные 90-е годы. И при этом театр остался жутко популярным. Билеты в Малый обычно расходятся, как горячие пирожки.
Сегодня Соломина уже нет, но хочется надеяться, что его прививка от «Бузовых и Богомоловых» будет действовать в театре ещё долго.
И это не реклама Малого, а просто частное мнение уже пожилого москвича, который на своём веку повидал многое. И которому есть что с чем сравнить.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
______________________
______________________
Если статья была интересной кликните 👍