Найти тему
CINEMA

Как Олег Ефремов разрушил русский классический театр

Актёр Борис Ливанов: «Никогда не хотел играть в «Современнике». И уже тем более в его филиале!»

Недавно мы поздравляли с днём рождения замечательного артиста Василия Борисовича Ливанова. Многие знают, что Василий Ливанов достойно продолжил семейную актёрскую династию. Ведь его отец и дед были знаменитыми русским актёрами. Например, его отец Борис Николаевич Ливанов был народным артистом СССР, лауреатом пяти (!) Сталинских премий. А в 1970 году за большие заслуги в театральной деятельности он получил Государственную премию СССР.

Народный артист СССР Борис Ливанов со своим сыном Василием.
Народный артист СССР Борис Ливанов со своим сыном Василием.

Кавалер ордена Ленина и четырёх орденов Трудового Красного знамени Борис Ливанов в начале семидесятых годов был одним из самых уважаемых и заслуженных артистов страны. Почти полвека он посвятил сцене МХАТа и много лет был ведущим актёром театра.

Владимир Белокуров в роли Чичикова (слева) и Борис Ливанов в роли Ноздрёва на сцене МХАТа в постановке "Мёртвые души".
Владимир Белокуров в роли Чичикова (слева) и Борис Ливанов в роли Ноздрёва на сцене МХАТа в постановке "Мёртвые души".

Борис Николаевич был ярким представителем русского классического театра. В двадцатых годах он получил актёрское образование в Студии МХАТ, где лекции читал сам Станиславский. Поэтому в 1970 году он очень болезненно встретил назначение Ольга Ефремова на должность художественного руководителя МХАТа. И не только он, но и весь актёрский костяк знаменитого театра.

-3

Сегодня критики и историки разделились во мнениях: зачем министр культуры Екатерина Фурцева подписала такое странное назначение? Ведь, как позже рассказывал Олег Николаевич Ефремов, он не хотел покидать свой «Современник». Но в те годы подобные приказы сверху не обсуждались.

По словам Галины Волчек, перед Ефремовым был непростой выбор: либо он соглашается на должность худрука МХАТа, либо его увольняют с должности худрука «Современника» и на его место назначают нового руководителя из числа работников министерства. Что означало для Ефремова запрет на профессию и, по сути, развал его театра. Поэтому Олег Николаевич был вынужден согласиться с новым назначением. Правда, с условием, что в «Современнике» он оставит своего преемника, а во МХАТ возьмёт несколько своих актёров.

После перевода Ефремова во МХАТ,  худруком "Современника" стал Галина Волчек.
После перевода Ефремова во МХАТ, худруком "Современника" стал Галина Волчек.

Понятно, что эти актёры были уже из нового, послевоенного поколения, и они сразу попали в конфронтацию со старым актёрским составом МХАТа. Как и новый художественный руководитель. Первым из театра добровольно ушёл Борис Ливанов, с которого начиналась моя статья. Он ушёл, сказав напоследок те слова, который я вставил в эпиграф.

Можно только представить его переживания после почти полувековой службы этой сцене. Буквально через два года его не стало. Многие считают, что его преждевременная смерть была связана с драмой потери любимой работы. А ведь ему было только 68 лет.

Прославленный Московский Художественный академический театр открылся в далёком 1898 году по личному разрешению императора Николая Второго. Его создателями стали тоже театральные революционеры своего времени: Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Вскоре театральная школа Станиславского была признана во всём мире, а МХАТ стал её ярким представителем. И чтобы продолжить традиции Станиславского, была создана Школа-студия МХАТ, которая и сегодня считается лучшим театральным институтом страны.

Олег Ефремов (внизу второй справа) со своим курсом в Школе-студии МХАТ.
Олег Ефремов (внизу второй справа) со своим курсом в Школе-студии МХАТ.

Ефремов же был пионером нового театрального направления. Нет, он не отказывался от канонов Станиславского, но пытался осовременить эту театральную методику и почти отказался от старых классических произведений. А МХАТ твердо стоял на русской классике, и современные пьесы ставил неохотно. Только по распоряжению сверху.

Все понимали, что другим Ефремов уже не будет. И что во МХАТе он будет гнуть свою театральную линию. И именно это актёрский состав МХАТа посчитал концом русского классического театра.

Олег Ефремов во время репетиции на сцене МХАТа.
Олег Ефремов во время репетиции на сцене МХАТа.

Вообще МХАТ за последние 120 лет переживал несколько кризисов. И каждый раз ему предсказывали конец. Первый раз это случилось сразу после революции. Но даже в период безвластия, голода и разрухи он выжил. Потом, после болезненной реорганизации театра в тридцатые годы. И снова театр выжил и не изменил своему классическому репертуару. А вот после деятельности Ефремова МХАТ распался на две труппы. Но самое главное - обе эти труппы пошли своими дорогами, сделав акцент на современный репертуар.

Смоктуновский, Киндинов и Ефремов на репетиции в МХТ имени Чехова.
Смоктуновский, Киндинов и Ефремов на репетиции в МХТ имени Чехова.

Сегодня, по мнению любителей советского театра, МХТ имени Горького, который остался преемником старого МХАТа, уже утратил свой исторический вид. И хоть театр вроде как опять вернулся к классическому репертуару, но к той игре, когда зрители всем залом либо рыдали, либо смеялись, он так и не вернулся.

Я нечего не хочу противопоставлять в своей статье. Тем более, что живьём на сцене я не видел таких корифеев, как Борис Ливанов, Владимир Белокуров или Павел Массальский. Только в архивных записях. Но три года назад на большой сцене МХАТа я «живьём» лицезрел небезызвестную Ольгу Бузову. В главной роли в спектакле «Чудесный грузин». Я поддался рекламе и купил билет на один из первых спектаклей с её участием.

Неловкость, а скорее даже стыд за великий театр я испытал после её первого появления на сцене и первых произнесённых реплик. Это была даже не самодеятельность, а что-то ещё хуже. И ведь рядом с нею играли профессиональные актёры.

Ольга Бузова на сцене МХТ им. Горького.
Ольга Бузова на сцене МХТ им. Горького.

И если даже я, слабый знаток театра, сразу же увидел бездарное кривляние, то каково было им? Они-то тем более всё понимали! Но, тем не менее, старались что-то играть рядом. Хотя всем всё было очевидно. И мне кажется, что такого унижения и даже осквернения сцены, на которую когда-то выходили Вахтангов и Станиславский, не было никогда.

Понятно, что это безобразие быстро прекратилось. Люди просто перестали покупать билеты на пустое и неинтересное зрелище. И спектакль был изъят из репертуара намного раньше, чем планировалось.

Бузова, конечно же, своё выступление на сцене МХАТа записала себе в актив. И везде, где можно, с восторгом рассказывала об этом. А вот великий МХАТ куда себе записал эту позорную страницу?

Но всё же я хочу вернуться к началу статьи об Олеге Ефремове. Он, конечно же, великий актёр и режиссёр. Но ведь именно он первый запустил процесс распада русского классического театра, который в своё время смог пережить и грандиозную революцию, и страшные репрессии, когда лишился почти половины труппы.

Сегодня мы имеем два МХАТа. Точнее, МХТ. Словно «академический» исчезло из названий. И это вполне справедливо. Но оба этих театра бесконечно далеки от того настоящего МХАТа, который был создан легендарными русским театралами и существовал несколько десятилетий.

И это не «ворчание старого хрыча, тоскующего по советским временам». Это реальность, в которой может убедиться каждый, независимо от своего возраста. Просто посмотрите запись любого спектакля МХАТа 50-60 годов и запись нынешних спектаклей. Например, «Чайку» образца 1968 года в постановке Бориса Ливанова и современную «Чайку» которая уже третий сезон идет на сцене МХТ им. Чехова. Оба спектакля есть в интернете.

Причем в современной «Чайке» играют замечательные актёры: Дарья Мороз, Станислав Любшин, Евгения Добровольская, Игорь Верник и др. Мне нравятся эти артисты. Но, тем не менее. Просто посмотрите старую постановку, а потом новую. И вам сразу всё будет понятно. Даже если вы не фанат театра.

В спектакле Ливанова нет ни одной перетянутой паузы или лишнего жеста актёра. Все продумано до мелочей, и в то же время всё смотрится легко и органично. Как будто актёры и не играют вовсе.

В современном спектакле много явных оплошностей и откровенной отсебятины. И иногда не понимаешь: то ли это вольность самого актёра, то ли «гениальная» задумка режиссёра? Но в любом случае оставляет неприятный осадок. Заметно, что профессиональный театр приобретает явный оттенок самодеятельности. И это очень прискорбно.

Но чтобы закончить статью на хорошей ноте, должен заметить, что не все российские классические театры деградируют. Например, знаменитый Малый театр. Его история насчитывает два с половиной века. Там и сегодня сохранены все традиции классической сцены.

Конечно, в этом немалая заслуга Юрия Соломина, который многие годы оберегал театр от сомнительных нововведений и провёл его через трудные 90-е годы. И при этом театр остался жутко популярным. Билеты в Малый обычно расходятся, как горячие пирожки.

Сегодня Соломина уже нет, но хочется надеяться, что его прививка от «Бузовых и Богомоловых» будет действовать в театре ещё долго.

И это не реклама Малого, а просто частное мнение уже пожилого москвича, который на своём веку повидал многое. И которому есть что с чем сравнить.

Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.

______________________

______________________

Если статья была интересной кликните 👍