Танцующая форма Шивы-Натарайи представляет вселенную в движении, а танец божества символизирует баланс между творением и разрушением. Бог Танца впервые появляется на страницах романа в эпизоде инициации, когда дети после восхождения на гору употребили мокшу в храме. Это прохождение через опыт освобождения от самих себя посредством грибов.
- Мокша – это придуманное автором лекарственное средство, получаемое из грибов. На острове мокшу принимают все: дети после первого восхождения в горы, взрослые, старики, умирающие, влюбленные и т. д. В прямом значении, мокша – это означающий окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (сансары), от всех страданий и ограничений материального существования.
«Внутри его Шива-Натарайя танцует танец бесконечного рождения и ухода в небытие. <...> Натарайя в игре среди звезд и среди атомов. Но он играет точно так же внутри каждого живого существа, каждого наделенного чувствительностью создания, каждого ребенка, мужчины или женщины. Игра ради игры. <...> Чего бы мы хотели на самом деле, так это Бога, никогда не разрушающего то, что им создано. А если боль и смерть все же неизбежны, пусть Бог распределяет их по справедливости, наказывая порочных и вознаграждая добродетельных вечным счастьем. Но в реальности добрые тоже гибнут, невиновные страдают. Тогда дайте нам Бога, наделенного пониманием сочуствия и способного приносить утешение. Но Натарайя всего лишь танцует. И в своей игре он беспристрастен: не отдает предпочтения ни жизни, ни смерти, ни всему зла мира, ни всему добру. И в своей верхней правой руке он держит барабан, который призывает к бытию из небытия. Трам-та-та-там – барабанная дробь творения, космическая побудка. А теперь обратите внимания на верхнюю левую руку. Она одновременно размахивает огнем, в котором со временем будет уничтожено все, вызванное к жизни. Так он и танцует – какое счастье! Так он танцует, но откуда же боль, невероятный страх и опустошение? Прыжок, вращение, подскок. Прыжок – и вы в добром здравии. Оборот вокруг себя, и ваша жизнь оборачивается другой стороной – болезнями, раком, старческой немощью. Одно только па, и ваша полноценная жизнь обращается в ничто, а потом вы вдруг снова возвращаетесь из ничтожества к нормальной жизни. Потому что для Натарайи это всего лишь игра, а игра – его цель, вечно не имеющая никакого смысла. Он танцует, потому что танцует, и в танце заключена его махасукха, его постоянное и вечное блаженство. <...> Но ведь для нас вечного блаженства не существует, только постоянные колебания между счастьем и страхом, только чувство возмущения при мысли, что наши боли такая же часть танца Натарайи, как и наши удовольствия, наша смерть, как и наша жизнь».
Речь Доктора Роберта нужно осознать, в первую очередь для радикального принятия нашего мира. Реальность такова, какова есть. И каждого человека в жизни ожидают эпизоды несправедливости, отчаяния и боли. Боли, которую мы, может быть, даже не заслужили. Стоит помнить, что все происходит только потому, что происходит. И в этом нет судьбы, божьего промысла, особого предопределения. События, происходящие с людьми случайны. Болезни, неудачи, неожиданные происшествия, расставания и встречи происходят по воле случая. Я думаю, чтобы избежать тревожность и разочарование следует смотреть на потери, как на очередной прыжок Шивы-Натарайи. Такая практика поможет пережить тяжелую ситуацию, которую нельзя изменить и найти силы и мотивацию, чтобы жить дальше. Бог Танца не наказывает нас за неправильные поступки, ведь однозначно чего-то неправильного или правильного не существует. Натарайя просто танцует. В этом танце сочетается жизнь и смерть, порядок и распад. Нижняя правая рука Натарайи приподнята и повернута вверх. Этот жест означает «Не надо бояться; Все Хорошо». Нижняя левая рука указывает на ступни. Правой ступней Бог Танца придавил демона – Муялаку.
«Это карлик, но обладающей огромной силой, которую ему придает злоба. Муялака является собой воплощение невежества, неуемной алчности, одержимости эгоизмом и себялюбием. Наступи на него, сломай ему хребет! <...> Но обратите внимание, что не на эту карающую ступню указывает он нам пальцем, а на левую, которую в танце уже начал приподнимать над землей. Почему же он указывает именно на нее? Почему? Потому что она, отрицая в танце силу гравитации, становится символом освобождения, даруемого мокшей».
Левая нога символизирует освобождение от иллюзии материального мира, тогда как правая, прикованная к демону, символизирует миросозидательное направление бытия в сферу материи. А также победу добра над злом. И только с помощью работы над собой мы можем приблизиться к искоренению этого зла в себе, чтобы стать осознаннее и счастливее. Внутреннее стремление быть лучше содержится во всех людях, поэтому каждая личность, составляющая общество, обязана затаптывать всё отрицательное, разрушительное в себе, подобно Шиве-Натарайе, сокрушающему Муялаку. Освобождение – это необходимость, которая приведет человека к познанию, каково это – быть на самом деле самим собой, тем, кто вы есть в реальности и всегда были. В книге это озарение приходит посредством мокши. Я думаю, что автор «Острова» Олдос Хаксли, привнося этот эпизод в роман, хотел, чтобы образ индуистского божества натолкнул читателя на определенные мысли. Несомненно, после прочтения я пришла к подобным инсайтам. Эти открытия не первые и не последние вещи, которые подарил этот роман, наполненный непередаваемым числом смыслов. И даже если не все идеи автора мне возможно понять, эта книга произвела на меня большое впечатление.