Найти в Дзене
Рабудни

Тревожный сотрудник: кто он и как с ним работать

Те, кто читают мои статьи, наверное, заметили, с какой доскональностей я стараюсь описывать детали, а все почему? А потому что я тревожный человечек или, как мы называем это с близкими, тревожинка. В чем же плюсы и минусы такого сотрудника: как подчиненного, так и руководителя. Давайте обсудим. 1. Главным плюсом такого сотрудника является то, что он умеет работать хорошо. Чаще всего, это сотрудники, которые стараются просчитать все до одного риски и воспринимают любую задачу как вызов самому себе, как личное дело. Они исполнительны, ответственны, но постоянно во всем сомневаются. Поэтому такому сотруднику нужна поддержка со стороны руководителя. Начальник должен уметь выслушать и сбавить тревогу такому человеку, создать определенность в принятии рисков, выполнении задачи и т.д. Как только это произойдет, он сразу же ринется выполнять задачу с энтузиазмом. 2. Обратной стороной такого состояния является то, что он вас задолбает уточнениями, деталями и т.д. Иногда это происходит, потом

Те, кто читают мои статьи, наверное, заметили, с какой доскональностей я стараюсь описывать детали, а все почему? А потому что я тревожный человечек или, как мы называем это с близкими, тревожинка.

Источник фото: https://www.hse.ru/cpc/news/361229795.html
Источник фото: https://www.hse.ru/cpc/news/361229795.html

В чем же плюсы и минусы такого сотрудника: как подчиненного, так и руководителя. Давайте обсудим.

1. Главным плюсом такого сотрудника является то, что он умеет работать хорошо. Чаще всего, это сотрудники, которые стараются просчитать все до одного риски и воспринимают любую задачу как вызов самому себе, как личное дело. Они исполнительны, ответственны, но постоянно во всем сомневаются. Поэтому такому сотруднику нужна поддержка со стороны руководителя. Начальник должен уметь выслушать и сбавить тревогу такому человеку, создать определенность в принятии рисков, выполнении задачи и т.д. Как только это произойдет, он сразу же ринется выполнять задачу с энтузиазмом.

2. Обратной стороной такого состояния является то, что он вас задолбает уточнениями, деталями и т.д. Иногда это происходит, потому что подчиненный хочет разделить с вами ответственность, а иногда потому, что боится подвести и поэтому подчеркивает слабые места. Таким подчиненным подойдут умеренно контролирующие руководители, которых это все не будет напрягать, потому что они сами своего рода тревожинки) Такие руководители будут давать подчиненному слово, но при этом подставлять плечо, где это нужно.

3. Если вы вдруг заметили, что с тревожным подчиненным что-то не так, то надо с ним поговорить об этом. Например, что-то не так может выражаться в том, что он не приступает к задаче. Скорей всего, из-за своего перфекционизма он откладывает эту задачу. Здесь важно обсудить, что не так, чтобы помочь разделить слона по частям. 

4. Еще одной особенностью такого подчиненного часто является то, что он все драматизирует. Не ответил начальник, значит меня уволят, я – плохой и т.д. О том, почему может быть игнор, я писала в этой статье, можно найти там объяснения. Либо если что-то идет не по плану, мы все умрем. Руководителю важно оказать поддержку такому подчиненному в сложные периоды. Няньчиться тут точно не надо, а то и на голову сядут, но высказать хотя бы двумя словами поддержку стоит, он точно это оценит.

5. Тревожному руководителю важно держать все под контролем, с таким, с одной стороны, очень удобно работать, потому что он всегда будет вовлечен в дела отдела, компании и т.д. А с другой стороны, он может начать привязываться к мелочам, заниматься микроменеджментом и чересчур контролировать.

6. Такие руководители любят работать с тревожными людьми, но которые умеют саморегулироваться. В моей жизни это обычно происходило так, что то я, то мой руководитель (то я, то мой подчиненный) тормозили друг друга. Это своеобразный симбиоз, который довольно неплохо работает, потому что ты как руководитель знаешь, что твой подчиненный умеет работать тщательно, все учитывает, а твой подчиненный знает, что ты включен в задачу и являешься ему опорой. Происходит взаимная подстраховка. Тут самое главное выстраивать границы друг с другом, чтобы подчиненный не скидывал всю ответственность на вас, а вы не микроменеджерили чересчур.

Что же делать, чтобы саморегулироваться и не впадать в такие нервные состояния?

1. Надо понять, что не бывает все идеально. Все идеальное мертво, вы никогда не сможете предугадать и рассчитать все на свете. Сделайте все, что в ваших силах в рамках рабочего времени, и примите этот риск. Это касается и сотрудника и руководителя.

2. Если вам не отвечают, не дают обратную связь и т.д. – это не значит, что вас не уважают, не ценят и т.д. Человек может быть просто занят. Каждый раз, когда вы начали паниковать из-за чего-то, а потом все разрешилось хорошо, записывайте себе это в заметки на телефоне и отмечайте в своей голове, что я ошибся, это неправда, все хорошо, меня никто не пытается выгнать на обочину жизни.

3. Не распространять свою тревогу на других, либо делать это дозированно. Может возникать желание всех погрузить в тревогу, особенно своих подчиненных, но в данном случае лучше разобраться с собой самостоятельно и не погружать других в это состояние.

4. Просите обратную связь. Если вдруг у вас появляются навязчивые мысли, то важно подойти и корректно рассказать руководителю о своих переживаниях. Это касается только тех ситуаций, где это адекватно. Например, вы сделали задачу, ваши замечания не учли и не дали обратную связь. Можно подойти и уточнить, почему так вышло и что не так. Может быть, руководитель вообще забыл о том, что вы что-то делали и обязательно все учтет.

5. Там, где просить обратную связь неадекватно, потому что это ваши таракашки в голове шалят, нужно научиться себя успокаивать. Иногда тревога будет шкалить, это нормально, у вас вот такая возбудимая нервная система, это ваша генетическая особенность. Можно попробовать пройтись, подышать и т.д. Если вы прям в панике, то можно позвонить другу и обсудить с ним это. Если вы тревожинка, то у вас сто пудов есть друг со спокойной нервной системой, который постоянно офигевает, от чего вы паникуете. Он то и сможет помочь. Если тревога чрезмерная, то можно обратиться к психологу и разобрать ваши поведенческие сценарии. 

Мой опыт: 

• Когда я захожу в такое состояние я сначала эмоционирую, как могу, кому-то рассказываю, записываю в заметки на телефоне переживания, быстро хожу из стороны в сторону. 

• Когда паника снимается, важно себе объяснить, почему это было надуманно. Тут вы можете найти что-то адекватное, что можно спросить у руководителя, чтобы дособрать пазл объяснения. 

• Например, вам вдруг начало казаться, что какой-то человек пытается как-то подставить вас, потому что он не учитывает какие-то детали, о которых вы говорите. Поводов для этого нет, но ощущение не покидает. Вы сами себе объясняете, что да, это лишь моя паранойя, мне кажется, что мое мнение не учитывают, я объяснил, меня выслушали, все в порядке и т.д. 

• Вот тут можно спросить у руководителя о том, какой это вообще человек, как он принимает решение и т.д., а также рассказать о ситуации, посоветоваться. Главное говорить это все за маской профессионализма, приводить доводы, аргументы, а не прям истерить. Это называется поделиться тревогой, но если у руководителя нет сомнений, то ваша совесть будет чиста.

• Если вы сам руководитель, то в данной ситуации, если вы сделали все, что в ваших силах, то необходимо принять тот факт, что все будет вот так, вы повлиять не смогли, риск принимаем. Если сделали не все, что могли, то тогда стоит еще раз обратить внимание на проблему, закрепить это письменно и уже отпустить.

Тревожинкой быть, конечно, сложно, но зато можно замечать множество деталей, которые другие не видят, наш мир чуть-чуть цветнее, чем обычный)

P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen