Фильмы-катастрофы переживают не самые лучшие времена за длительную историю своего существования: в сердцевине кинематографических девяностых и нулевых представители жанра природных катастроф пользовались повышенным спросом у зрителей, рождая на поверхности сильные притчи про пагубное воздействие человека на окружающую среду и ничтожность людей пред дуновением природы. Череда провалов, впрочем, вынудила голливудских продюсеров спешно позабыть о существовании данного направления в развлекательных (таких ли развлекательных на самом деле?) фильмах: ещё долгое время на пороге оставался мастак жанра, Роланд Эммерих, но и его настигла сценарная дыра в относительно недавнем "Падении Луны". Фильмы-катастрофы окончательно переплелись с фантастикой, родив неоднозначные и лишь около-реалистичные блокбастеры, абсурд в которых перевешивает рациональность. В этой среде и продолжает выделяться "Смерч Яна де Бонте: полноправная драма о противостоянии человека и природы, как низшей и движимой силы природы Земли
Погоня за хайпом и одержимость наукой превратили первый "Смерч" в полноценное открытие для всего жанра: налёты фантастики оказались отброшены в сторону, а вперёд вышли легко уловимые метафоры, родившие неплохой конфликт между человечеством и окружающей средой. В контексте сегодняшнего дня, когда наша планета медленно приближается к новым экологическим проблемам всеобщего масштаба, картина де Бонта просто нуждалась в лёгком продолжении: с увеличенным бюджетом, привлечением первостепенных новых молодых талантов в актёрский состав и возвеличиванием проблемы первого фильма. "Смерчи" были созданы не столько для воскрешения давно угасшего жанра, сколько для откровенного послания зрительской массе, которое, судя по гигантским цифрам западной кассы, достигло своего адресата
Для постановки новой картины в производственный состав привлекли совершенно новых лиц: во главе с Гленом Пауэллом, Дэйзи Эдгар-Джонс, Энтони Рамесом и Дэвидом Коренсветом стоит режиссёр Ли Айзек Чун, для которого второй "Смерч" превратился в громогласную авторскую притчу. На пороге истории - прежние конфликты: сущность окружающей среды и ничтожность маленького человека перед взором природной опасности, исходящей от недр Земли. Но в контексте сегодняшнего дня проблематика ленты смотрится лишь актуальнее и более выраженнее, чем в 1996-м году: прежние вводные не изменились от слова совсем - поменялось лишь изложение, которое тут попытались передать с помощью изысканной визуальной оболочки
"Смерчи" - буквально визуальное пиршество Ли Айзека Чуна, действие и градус напряжения в котором не смолкает до самого конца. Открытые местности, пшеничные поля и зелёные равнины Оклахомы сотрясаются от шума и размеров гигантских торнадо, сметающих на своём пути всех попавшихся бедолаг, и именно в этой среде разворачивается трагическая линия протагонистки, ищущей прощения за совершённое в прошлом. Команда из главной героини, её бывшего помощника и верного друга, а заодно смазливого блогера, весь видеоконтент которого состоит из прямого запуска фейерверков в сердцевину смерчей, пускается в около-научное путешествие, чтобы предотвратить будущие стихийные вторжения природы в размеренную жизнь человечества
Масштаб ленты повышается от начала до самого конца, вырисовывая мелкую ничтожность человека и возвышенное величие силы природы в настолько откровенной и широкой перспективе, что "Смерчей" буквально метает от развлекательного блокбастера к стороне драматической притчи про боль утраты, принятие и искупление. Где-то посреди "поимки" торнадо и нахождения способов его устранения героиня Дэйзи Эдгар-Джонс пытается решить проблемы с прошлым, чтобы дать дорогу будущему, а алчные медиа-корпорации наживаются на трагедиях простых людей, вынося прибыль даже из таких суровых бедствий, как налёт смерча на маленький пригород Оклахомы
Хотя в иной момент "Смерчи" уходят в такую же около-научную фантастику, как и первая часть: усложнённый набор математических терминов и физических законов служит основным роялем в кустах и единственным чеховским ружьём фильма, выстреливая лишь под роковой финал, масштаб которого выходит из пределов полей и равнин, перемещаясь прямо в густонаселённый город. В таком контексте сиквел (и в то же время софт-ребут) гордо перенимает на себя традиции предшественника, оказавшись не в состоянии убежать от штормящих недостатков типичных фильмов-катастроф: хотя требовалось ли обратное?
Катастрофичные разрушения и жестокие последствия "наводнений" торнадо на крупные посёлки и мелкие американские пригороды страшат похлеще самих размеров смерчей: Ли Айзек Чун смог перебить уровень масштаба оригинального фильма, буквально превратив главных героев (равно - людей) в безликие картонки, по сравнению с которыми вихри окружающей природы кажутся нам чем-то инородным и фантастическим. Сложно сказать, так ли сильно нуждались сегодняшние зрители в "Смерчах" на фоне гибели жанра: картина так и не смогла убежать от уже заевших по инерции для предшественников шаблонов и оставила в стороне слишком сырой и прямолинейный сторителлинг, но в то же время справилась с основным обязательством. Не являясь метеорологическом блокбастером в привычном представлении этого слова, сиквел "Смерча" увеличивает градус напряжения и гиперболизирует проблему столкновения людей и природной силы в контексте приземлённой арки протагонистки, что и вызывает заметный контраст между хорошим и плохим. Хотя, как оказывается в концовке, настоящими злодеями в фильме являются не сами гигантские вихри