Найти в Дзене
KinoGeek

"Смерч 2": сбежавшая из девяностых экологическая притча. Рецензия на фильм

Фильмы-катастрофы переживают не самые лучшие времена за длительную историю своего существования: в сердцевине кинематографических девяностых и нулевых представители жанра природных катастроф пользовались повышенным спросом у зрителей, рождая на поверхности сильные притчи про пагубное воздействие человека на окружающую среду и ничтожность людей пред дуновением природы. Череда провалов, впрочем, вынудила голливудских продюсеров спешно позабыть о существовании данного направления в развлекательных (таких ли развлекательных на самом деле?) фильмах: ещё долгое время на пороге оставался мастак жанра, Роланд Эммерих, но и его настигла сценарная дыра в относительно недавнем "Падении Луны". Фильмы-катастрофы окончательно переплелись с фантастикой, родив неоднозначные и лишь около-реалистичные блокбастеры, абсурд в которых перевешивает рациональность. В этой среде и продолжает выделяться "Смерч Яна де Бонте: полноправная драма о противостоянии человека и природы, как низшей и движимой силы природы Земли

Погоня за хайпом и одержимость наукой превратили первый "Смерч" в полноценное открытие для всего жанра: налёты фантастики оказались отброшены в сторону, а вперёд вышли легко уловимые метафоры, родившие неплохой конфликт между человечеством и окружающей средой. В контексте сегодняшнего дня, когда наша планета медленно приближается к новым экологическим проблемам всеобщего масштаба, картина де Бонта просто нуждалась в лёгком продолжении: с увеличенным бюджетом, привлечением первостепенных новых молодых талантов в актёрский состав и возвеличиванием проблемы первого фильма. "Смерчи" были созданы не столько для воскрешения давно угасшего жанра, сколько для откровенного послания зрительской массе, которое, судя по гигантским цифрам западной кассы, достигло своего адресата

-2

Для постановки новой картины в производственный состав привлекли совершенно новых лиц: во главе с Гленом Пауэллом, Дэйзи Эдгар-Джонс, Энтони Рамесом и Дэвидом Коренсветом стоит режиссёр Ли Айзек Чун, для которого второй "Смерч" превратился в громогласную авторскую притчу. На пороге истории - прежние конфликты: сущность окружающей среды и ничтожность маленького человека перед взором природной опасности, исходящей от недр Земли. Но в контексте сегодняшнего дня проблематика ленты смотрится лишь актуальнее и более выраженнее, чем в 1996-м году: прежние вводные не изменились от слова совсем - поменялось лишь изложение, которое тут попытались передать с помощью изысканной визуальной оболочки

-3

"Смерчи" - буквально визуальное пиршество Ли Айзека Чуна, действие и градус напряжения в котором не смолкает до самого конца. Открытые местности, пшеничные поля и зелёные равнины Оклахомы сотрясаются от шума и размеров гигантских торнадо, сметающих на своём пути всех попавшихся бедолаг, и именно в этой среде разворачивается трагическая линия протагонистки, ищущей прощения за совершённое в прошлом. Команда из главной героини, её бывшего помощника и верного друга, а заодно смазливого блогера, весь видеоконтент которого состоит из прямого запуска фейерверков в сердцевину смерчей, пускается в около-научное путешествие, чтобы предотвратить будущие стихийные вторжения природы в размеренную жизнь человечества

-4

Масштаб ленты повышается от начала до самого конца, вырисовывая мелкую ничтожность человека и возвышенное величие силы природы в настолько откровенной и широкой перспективе, что "Смерчей" буквально метает от развлекательного блокбастера к стороне драматической притчи про боль утраты, принятие и искупление. Где-то посреди "поимки" торнадо и нахождения способов его устранения героиня Дэйзи Эдгар-Джонс пытается решить проблемы с прошлым, чтобы дать дорогу будущему, а алчные медиа-корпорации наживаются на трагедиях простых людей, вынося прибыль даже из таких суровых бедствий, как налёт смерча на маленький пригород Оклахомы

-5

Хотя в иной момент "Смерчи" уходят в такую же около-научную фантастику, как и первая часть: усложнённый набор математических терминов и физических законов служит основным роялем в кустах и единственным чеховским ружьём фильма, выстреливая лишь под роковой финал, масштаб которого выходит из пределов полей и равнин, перемещаясь прямо в густонаселённый город. В таком контексте сиквел (и в то же время софт-ребут) гордо перенимает на себя традиции предшественника, оказавшись не в состоянии убежать от штормящих недостатков типичных фильмов-катастроф: хотя требовалось ли обратное?

-6

Катастрофичные разрушения и жестокие последствия "наводнений" торнадо на крупные посёлки и мелкие американские пригороды страшат похлеще самих размеров смерчей: Ли Айзек Чун смог перебить уровень масштаба оригинального фильма, буквально превратив главных героев (равно - людей) в безликие картонки, по сравнению с которыми вихри окружающей природы кажутся нам чем-то инородным и фантастическим. Сложно сказать, так ли сильно нуждались сегодняшние зрители в "Смерчах" на фоне гибели жанра: картина так и не смогла убежать от уже заевших по инерции для предшественников шаблонов и оставила в стороне слишком сырой и прямолинейный сторителлинг, но в то же время справилась с основным обязательством. Не являясь метеорологическом блокбастером в привычном представлении этого слова, сиквел "Смерча" увеличивает градус напряжения и гиперболизирует проблему столкновения людей и природной силы в контексте приземлённой арки протагонистки, что и вызывает заметный контраст между хорошим и плохим. Хотя, как оказывается в концовке, настоящими злодеями в фильме являются не сами гигантские вихри

-7