К нашему юристу-партнеру обратился 36-летний Сергей С. из Краснодарского края. Его вопрос касается распоряжения имуществом, а именно долей в праве общей долевой собственности. По просьбе нашего коллеги Сергей подготовил подробный рассказ о своей ситуации.
Пытался уберечь жилье от долгов…
Всё началось несколько лет назад, когда я понял, что не смогу выплачивать алименты. Лишился работы, платил по мере сил. В 2014 году выходил по 3-4 тысячи рублей, в целом стандартные алименты для тех лет. Но бывшая жена постоянно требовала расчет долга, приставы периодически начисляли долги. Часть гасил, часть накапливалась.
Я мог бы платить больше, но от предложенных 5000 рублей бывшая жена отказалась, а платить больше я был не готов, до ребенка эти деньги не дойдут. Слишком уж там бывшая жена у меня непутевая!
В дальнейшем вроде бы пришли к договоренности, но у меня по-прежнему были периоды без официального дохода. Я платил бывшей алименты в 50% от прожиточного минимума, своевременно индексируя, но меня никто не мог защитить от расчета долга по средней зарплате. Тут подвернулась выгодная сделка – двухкомнатная квартира продавалась срочно и по очень приятной цене.
Тогда мне пришла в голову идея: если я оформлю свою квартиру на маму, бывшая жена и приставы не смогут к ней подобраться, если вдруг у меня возникнут проблемы. Мама согласилась помочь, и вскоре квартира была переписана на её имя.
И как в воду глядел: после очередного скандала с бывшей женой мне насчитали долг в 550 тысяч.
Жизнь шла своим чередом, долг я погашал небольшими суммами, текущие платежи вносил. Но затем случилось непоправимое. Моя мама умерла в 2022 году. Это было огромным ударом для нашей семьи. Однако, с её смертью возникла новая проблема: наследство. Я не хотел, чтобы квартира снова оказалась под угрозой из-за моих долгов, и потому решил отказаться от своей доли наследства в пользу отца. Отец был в курсе, откуда появилась эта квартира и что она реально моя. Это же отец, как я думал и надеялся, что он поможет сохранить жилье в семье.
Читайте еще в блоге:
Поступок отца
Отец, казалось, справился с потерей, и даже встретил женщину, с которой стал проводить много времени. Отцу 57 лет, его избраннице 42. Очень, конечно, серьезный разрыв в возрасте. Но я не возражал, главное, чтобы он был счастлив. В декабре 2023 года под Новый год они расписались.
Пару месяцев назад отец приехал ко мне на новой дорогой машине. Для его доходов она была слишком уж шикарной, что я не поверил своим глазам. Да, китаец, но 3-4 миллионов у него точно не было. Максимум тысяч 500-600 в накоплениях, ну и зарабатывал он примерно 40-50 тысяч. У меня сразу возникло множество вопросов. Когда я спросил его, откуда у него такие средства, он смутился и пытался сменить тему.
После долгих разговоров и выяснений оказалось, что отец продал квартиру, которую я оформил на него. Деньги от продажи он потратил на покупку машины, на ремонт дома и на отпуск. Все для новой женушки, машину вообще она планирует водить, да и ему на старости лет неприлично на старом внедорожнике 15-летней давности ездить. Это было настоящим ударом для меня. Вся моя хитроумная схема по спасению квартиры от долгов обернулась против меня?
Пытался с ним поговорить, объяснить. Бесполезно.
- То есть нормально, что ты меня обокрал? – в лоб спрашивал я его.
- Наверно да, ты же квартиру не по доброте душевной записывал на меня. Ты детей обокрал, я тебя. И что значит «обокрал»? Что на меня оформлено – то и мое! – посмеялся он.
Многие сочтут ситуацию ироничной: в попытке защитить своё имущество, я потерял всё и виновата карма. Я так не считаю. Мать бы так никогда не поступила…
У отца есть собственный дом, еще родительский, в нем они и жили с мамой. Так же была приватизированная квартира, у меня там 1/3 доли. В этой квартире проживал я, но от своей доли в наследстве же тоже отказался. Предлагал после этого обмана отцу, чтобы он переписал доли на меня – только смеется.
- Живи себе там спокойно, никуда не денется квартира! – обещает он.
Да, конечно. Моя тоже «никуда не делась».
Сейчас я хочу вынудить отца переписать на меня свою долю, предложив выкупить 2/3. Деньги у меня есть, но слишком много я выплачивать ему не горю желанием после такого обмана. Но и спокойно проживать в этой квартире не хочу, вдруг и эту решит продать ради своей молодухи. Остаток долга по алиментам в 200 тысяч я закрыл, не могу точно сказать, не насчитает ли мне его бывшая вновь, но пока я чист.
Читайте еще в блоге:
Комментарий юриста
Сергею были даны рекомендации по ведению переговоров о приобретении долевой собственности совладельца.
Исходя из специфики его общения с отцом, маловероятно, что отец будет что-либо выкупать. Сергей не желает платить более 50% от реальной рыночной стоимости долей, в таком случае его отцу даже выгоднее, чтобы Сергей продал 1/3 квартиры, а с новым владельцем уже будет договориться куда проще.
От этой квартиры отец Сергея никак не зависит, а вот Сергей рискует остаться вовсе без любого жилья. Сложно сказать, какие выводы сделает Сергей в данной ситуации, но продавать за бесценок свою долю лишь бы попытаться насолить отцу – не самая лучшая идея.
При оформлении же имущества на третьих лиц (а ими являются и родители!) стоит понимать, что вы действуете только и исключительно на доверии. Если человек захочет распорядиться "якобы вашим" имуществом, то вы никак не сможете ему помешать.