За консультацией к юристам по семейному праву обратилась 38-летняя Марина С. из Подмосковья.
Далее ситуация излагается с ее слов.
Свекровь для прикрытия
Мы с моим мужем Николаем в браке с 15 лет. Он старше меня на 4 года. Детей не было, это наше решение по определенным причинам, не хочу их разглашать.
В 2013 году начались проблемы с финансами, муж пытался запустить торговый бизнес и из-за недобросовестных поставщиков оказался в долгах. Года три мы пытались выплыть из долговой ямы, перед самым крахом он перевел часть имущества на мать и частично гасил обязательства перед частными лицами. Машину она у него «выкупила», квартиру он подарил. Осталось только единственное жилье и ветхий недострой 15-летней давности в одном из поселков.
Но долги перед банком повисли. После того, как в 2015 году ввели в действие закон о банкротстве, мы решили обанкротиться. Именно как супруги, потому что часть долгов была и на мне.
Процедура затянулась на 2 года, потому что кредиторы пытались оспаривать старые сделки, потом обжаловали судебные акты, затем долгое время шли торги по продаже недостроенного неликвида.
В 2018 году все долги были списаны, но муж, снова ведя с другом бизнес, опасался оформлять что-либо на себя. Новый дом был оформлен на маму, нежилое помещение и новая машина. Все это никак не оформлялось.
Я опасалась, что у налоговой могут возникнуть вопросы, но как пояснил мне Николай, мама была зарегистрирована как КФХ, чтобы сдавать в аренду сельхозземли, формально, конечно, могла приобрести все это имущество.
Я не одобряла такого поступка. Это совместно нажитое, а все на маму. Она женщина адекватная, конечно, мы с ней дружили всегда, но мало ли что дальше в старости будет…
Завещание было оформлено на Николая. Потому как у него был старший непутевый брат Сергей. Дважды судимый, и последние 6 лет находившийся неизвестно где.
И вот в 2022 году объявился братец. Оказалось, с его слов, что он отсидел еще 6 лет по «ложному обвинению». Вроде как подкинули ему что-то. Ни Николай, ни я не поверили.
А вот мама начала его активно жалеть. Первым делом пустила его в нашу квартиру без оплаты, даже коммуналку он платил через раз.
Потом начала настаивать, чтобы помогли ему с работой или хотя бы с деньгами.
Мужику 51 год, чем ему помогать?! То, что он просидел больше 10 лет по собственной глупости, не делает его жертвой!
Начались скандалы. Николай стал требовать вернуть ему имущество, мать же считала, что братья должны помогать друг-другу.
Читайте еще:
Неожиданный удар
Вроде бы Николай вразумил Сергея, тот устроился на работу даже, начал оплачивать счета сам. Мы ему подкидывали денег, но не просто так, а за подработку: он помогал с отделкой дома, ремонтом нежилого помещения.
Фактически Николай принял его на работу, платил по 40-50 тысяч в месяц, да и брат подрабатывал где-то в охране сутки через двое. Жил так же в нашей квартире, оформленной на маму.
В июне этого года свекрови скоропостижно не стало, мы начали процесс оформления наследства. И здесь внезапно выясняется, что мать переделала завещание!
Нам завещан только последний купленный дом, а все остальное имущество переходит к брату!
Сделала она это еще год назад, когда пошли первые конфликты.
Простите, но так надо!
Брат с ехидной улыбкой передал нам письмо от свекрови.
Почерк ее, датировано тем же временем, что и завещание.
Пишет, что на случай если с ней что-то случится, просит не осуждать и не обижаться.
У нас стабильные доходы, надежный бизнес, а старшего сына «судьба обидела» и ему на старости лет можно пожить спокойно. А мы еще заработаем. Дом нас оставляет по праву, а остальное – Сергею.
Пытались с ним переговорить, выслушали столько гадостей!
Что мы его «за копейки» использовали. Что ему завидовали (в чем?!). И что он точно так имеет право на все это имущество.
Николай пытался адекватно договориться о разделе и даже выкупе за полцены, но тот уперся рогом и всё.
Конечно, мы сильно ругались. Он стал упрекать меня, что я, видите ли, переживаю об утрате «своей доли в имуществе», наверное, развод планировала. Почему я не могу быть возмущена тем, что нажитое совместно имущество мы подарили какому-то уголовнику?!
В свою очередь я оскорбилась и действительно подала на развод. Но раз уж он так считает – пусть получит!
И не забывает, что часть его дел тесно завязана на мне. Пока развод не состоялся, Николай призывает не горячиться и решить все мирно.
Вопрос в возможности оспорить часть сделок матери посмертно. Мне подсказали, что такая возможность в теории есть. Или же оспорить завещание. Раздел по ½ был неплохим выходом.
Я точно знаю, что уже после завещания свекровь попадала в больницу с подозрением на инсульт, даже не узнавала нас, бредила, но через неделю все это прошло. Тогда списали на стресс, как раз из-за конфликта вокруг брата.
Можно ли это использовать как довод в пользу сомнения в ее адекватности при составлении завещания?
Читайте еще:
Шансы есть
Юристы проанализировали ситуацию. С учетом описанного, шансы на посмертное признание свекрови не отвечавшей за свои поступки в тот период времени, действительно есть. Но весьма небольшие.
Потребуется ряд экспертиз, включая посмертную психиатрическую, и достаточно серьезный судебный процесс. Сейчас главное затормозить исполнение завещания.
Так же юристами были даны и другие рекомендации по дальнейшей защите.
В данном случае нет смысла о них рассказывать, поскольку пока это теория и «дорожная карта» будущих процессов.
Самое главный вывод: не стоит доверять свое имущество иным лицам, оформляя на них право собственности. В подобных случаях вы просто рискуете остаться ни с чем.