Слово табу подразумевает строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания.
Бывает табу и на использование каких-то слов. Считается, например, что русское слово медведь (описательное название, буквально «ведающий мед») возникло в результате табу на произнесение собственного названия медведя (было слово, звучавшее вроде «бер», «бир», в древнерусском языке).
Но если вы думаете, что табу на произнесение каких-то слов осталось где-то в далеком историческом прошлом, то ошибаетесь. Табуированные слова существует, а их замены довольно широко применяются и сегодня в некоторых областях человеческой деятельности.
В качестве примера я приведу вам всего два слова.
Одно из них является табу для летчиков, моряков, космонавтов, альпинистов и даже цирковых акробатов – людей, профессия которых связана с риском для жизни. Это слово последний. Ни один летчик не скажет «последний полет», ни один моряк не скажет «последний рейс». В такой ситуации они используют слово крайний: крайний полет, крайний рейс, крайний раз, крайний прыжок.
Да, с точки зрения литературного русского языка это звучит неправильно: слова последний и крайний похожи по смыслу, но не тождественны.
У этих двух слов несколько значений, но основное: последний – конечный в ряду однородных явлений, предметов; такой, за которым не следует, не ожидается что-л. Подобное; крайний – это находящийся на краю, с краю (Крайний Север).
Поэтому по логике спрашивать: «Кто в очереди крайний?» неправильно, ведь нас интересует, кто в очереди последний, а не кто стоит по ее краям (ведь у очереди всегда два края).
Возникает такая антонимия: антонимом к слову последний будет слово первый, а антонимом к слову крайний будет слово центральный: в очереди первый и последний, на спортивном поле центральный нападающий и крайний.
Понятно, что слово крайний в значении «последний» перекочевало в быт от тех же летчиков и моряков. То есть с литературной точки зрения, замена слова последний словом крайний считается речевой ошибкой, которая, однако, широко проникает в нашу повседневность. В строгой официальной обстановке использовать его вместо слова последний не рекомендуется.
Впрочем, у слов крайний и последний некоторые значения уже частично сблизились и сейчас можно сказать «крайние меры» и «последние меры», «крайний срок» и «последний срок».
Есть еще одно столь же активное слово – замена табуированному. Я говорю о слове присаживайтесь, применяемом вместо слова садитесь. Считается, что этот эвфемизм пришел из уголовной среды, где слово сесть прочно ассоциируется с выражением «сесть в тюрьму».
Сесть – это прочно и надолго. То ли дело присесть – это ненадолго, с краешка, так, чтобы быстро встать и уйти. Замена слов «садитесь» и «присаживайтесь», вероятнее всего, сначала происходила в кабинетах следователей (по инициативе допрашиваемых, надо думать).
Впрочем, есть предположение, что «присаживайтесь» просто звучит более робко, скромно, а потому более вежливо, чем прямолинейное «садитесь». Но тогда оно было бы уместно в устах того, кому предлагают сесть:
– Садитесь!
– Спасибо! Я здесь присяду.
Тем не менее слово присаживайтесь в этом значении распространилось очень широко.
Вот такие сакральные эвфемизмы используются в наше время.