Родителю-первопроходцу, порой, сложно сориентироваться, чему младенец обучается сам посредством подражания, а чему его надо злонамеренно обучать. Например, если будешь сюсюкать, то затормозишь ребёнку появление речи. Или надо изо дня в день всё вокруг комментировать, а потом однажды утром он проснётся и скажет: "Мамочка, принеси поесть".
Какие стимулы для появления навыков надо создавать, а какие не надо? Недавно в очередной раз открыла табличку навыков по возрасту и... Удивилась. Раньше умелки более-менее бились с перечисленными без особых забот, а на этот раз моей первой реакцией было: "Да ладно?!".
Теоретически, он способен всё это уметь, если целенаправленно изо дня в день на какой-то конкретный навык его тренировать. Пирамидку, там, собирать. У нас пирамидка лежит по всей квартире в депрессии, несобранная. Саша её грызёт. Не видела я большой пользы учить его надевать кольца на палку. А вот "Дует на еду", "Пользуется вилкой и ложкой", "Насыпает песок в ведёрко"... Я бы сказала, что великое умение - хотя бы этот песок для начала не есть.
У меня есть свой списочек навыков, которые мы стараемся тренировать. Что-то - успешно, что-то в процессе. О чём-то я просто мечтаю.
Пить из трубочки и из кружки
Про трубочку я уже писала. Оказалось, что достаточно давать возможность ей воспользоваться, а там малыш либо разберётся, либо разберётся попозже. На прогулки теперь я беру Биолакт как перекус. Сама пью кофеёк, Саша посасывает кефир - все временно довольны. Не всегда это получается аккуратно, но он тренируется. Соки и паучи не даю, они сладкие и жидкие, тут мы точно не отмоемся.
Конечная цель трубочки была ещё и в том, чтобы использовать особую поилку, из которой можно пить вертикально. Она оказалась непростой, с клапаном. Как только Саша наловчился с трубочкой, эта поилка тоже пошла в ход. Но даже с ней нужно следить за процессом - частенько после пития ребёнок весь мокрый. Как он это делает, я не знаю.
С кружкой дела немного интереснее. Считается, что все дети могут из неё пить. Я с этим согласна, но сам процесс проходит далеко не как у взрослых. Я даю пить из прозрачных кружек, чтобы видеть уровень содержимого. Саша часто с ней просто играется. Пускает пузыри и смеётся, если хочет, сделает пару глотков. Наклоняет слишком сильно, чтобы облиться. Так что использование кружки больше похоже на имитацию: я её держу и всё сама контролирую. Возможно, стоит попытать счастья с пластиковой и в ванне. Пусть делает с ней, что хочет. Со временем научится.
Махать на прощание рукой Пока-Пока
Спохватилась, что Саша руками вообще не машет. Начала сама это делать, брать его руки и тоже размахивать. Он смотрел на меня как на шальную. Да и я чувствовала себя глупо. Стоим тут, машем, у Саши полный покерфейс, у меня - градиент от радости до разочарования, будто вдаль уезжающий мотоцикл. Так уезжал мой энтузиазм. Потом муж поддержал и тоже стал размахивать. Уходя на прогулку мы, как семейство пингвинов, по 10 минут хлопали крыльями друг другу через порог.
Две недели или месяц мы этим занимались, сложно сказать. Но когда подключился муж, Саша очень быстро стал повторять. Почему-то именно за мужем он повторяет больше всего. Особенно, звуки. Сегодня мы уходили вдвоём, я закрывала дверь на ключ, пока Саша сидел в коляске. Оборачиваюсь - а он машет. Кошке, наверное, или мне. Ну наконец-то!
Утром муж мыл Сашу в ванне, что ребёнку очень сильно не нравилось. Я пошла его выручать. Достала плачущего из ванны и стала уносить. Саша сразу успокоился, но напоследок муж пытался через моё плечо вытереть дитю лицо. Саша его отпихнул и стал махать рукой на прощание, типа "иди прочь, отец, пока-пока".
Гладить кошку аккуратно
Киса стала все чаще сокращать дистанцию. Иногда даже сама ненадолго подходит к Саше. Или не убегает, когда он встаёт к ней спящей на стул. И подставляется. Саша, будто автомат с игрушками, сжимает свою клешню на её шерсти с восторженным от пойманной добычи воплем. Говори, не говори, что так делать не стоит - бесполезно.
Муж использует свою тактику. Саша щипает его - он его щипает в ответ. Ребёнок в шоке. "А как он ещё поймёт, что делает больно?". А больно Саша нам делает часто, но мне не хватает чего-то, чтобы зеркалить его действия. В дикой природе мамы-кошки наваливают котятам, если те увлекаются своей силой. В человеческой мы больше умиляемся: "Ничего себе, как ты поцарапал мать! Не надо так, Саша, мать у тебя одна..."
Я смотрю, что он вытворяет с мягкими игрушками, и понимаю, что с кошкой было бы то же самое, если бы она давалась. Поэтому для начала просто учим его гладить предметы, особенно, пушистые. Сначала своей рукой, потом его. Не знаю, сколько времени это займёт, но сам он точно не научится.
Говорить "да", "нет" или кивать головой
Иллюзий не питаю - такие опции нам будут доступны нескоро. Но было бы очень удобно. Саша с удовольствием машет головой из стороны в сторону. Раньше он так себя сам подкачивал при засыпании. Ему это даже полезно из-за проблемной мышцы шеи. Иногда он так машет под музыку.
Чтобы связать этот жест со словом "неть", надо разобраться с тем, что такое отрицание и одобрение. Вот слово "нельзя" он вроде знает - сразу начинает истерить. Владеет звуками, чтобы говорить ДА. Пытаюсь придумать упражнения, чтобы Саше приходилось принимать бинарные решения и как-то их мне показывать. Например, на кошках. Он хорошо знает, что такое кошка и некошка. Показывать, спрашивать и самой себе отвечать в надежде на подражание.
Говорить "дай"
Не знаю, зачем мне это, если малыши умеют достаточно красноречиво выпрашивать что-либо без слов. Если Саше нужно что-то, что у меня в руках, он подходит и забирает. Возможно, мне хочется фиксировать акт приёма-передачи предмета, ведь после ДАЙ ему придётся снова учиться просить вежливо и благодарить.
Само это слово немного разграничивает мир, даёт название конкретному действию. Тут уже момент не про то, чтобы упростить мне взаимодействие с ребёнком, а про общее развитие, на котором можно строить более сложные вещи. Сама я каждый раз прошу у него "Дай", радуюсь и говорю спасибо. Неинтересную ерунду отдаёт сразу, интересную можно хоть обвыпрашиваться.
Слезать с кровати задним ходом
У подруги сын в год точно это умел - я живой свидетель. У нас же очень высокая кровать. Саша на ней просто так никогда не тусит: сон раздельный и взрослая кровать узковата, небезопасна. Но если его выпустить, Саша просто летит навстречу всем ветрам. Он привык, что я его страхую и ловлю. Муж так не делает. Он ловит его в самый последний момент, позволяя ощутить факт падения. Меня это не оставляет спокойной, я каждый раз ругаюсь.
В итоге при мне ребёнок не стесняется и смело бросается с кровати, а при муже осторожничает и останавливается возле края. Задним ходом спускаться ему тоже страшно. Пока что поворачиваем сами спиной вперёд, напоминаем. Может, к году освоится.
Высмаркиваться
Это же базовый человеческий навык. С рождения у меня был арсенал разных приблуд для ноздрей, всеми ими я успешно пользовалась. Даже музыкальный соплесос с песенкой Хлюп-Хлюп-Хлюп. Ребёнку он очень нравится, ради музыки он мне даёт доступ в свои воздуховоды. Но ведь ему же придётся когда-нибудь сморкаться самому?
Снова муж баловался с младенцем и выявил у него предпосылки к сморканию. Он просто зажимал Саше носик. Сначала, чтобы ребёнок просто открывал рот. Потом зажимал прерывисто в формате игры. Саша включался и начинал сам стараться "сдуть" батины пальцы с носа. Как-то так незатейливо он научился сморкаться при помощи родителей. Слабовато, зато понял принцип и может это делать сам.
Танцевать
Хоть чему-то учить оказалось не нужно. С помощью умной колонки и разной музыки я заметила, что Саше нравится ритмичная, с барабанами. Что-то вроде клубной. Реже - гитары и скрипки. А вот под бит он начинает улыбаться. Трясёт головой, машет руками в такт, как умеет. Если стоит - дрыгает ногами. Наконец, найдена базовая потребность души, которой не понадобились особые тренировки.
Распознавать маму, папу и кису на местности
В статье про 9 месяцев я писала, что меня в какой-то момент начали называть мамой. Но не прям обозначать мой позывной, а, скорее, как явление. Такие периоды цикличны: то он лепечет какой-то слог без остановки, а потом резко перестаёт его говорить. Или меняет на другой. Такая же участь постигла и маму. Сейчас в почёте ДА или ДЯ.
Не могу по Саше понять, знает ли он, что я - это мама, а папа - это папа. Точно знает, кто киса. Наше общение иногда напоминает тайный язык из моего детства, когда шифровали слова, добавляя к каждому слогу что угодно. Моя двоюродная сестра так общалась со своими ухажёрами при мне, чтобы я не смогла понять и донести на неё бабушке. С Сашей я часто использую кису, чтобы переключить внимание, показать в книжке. А когда мама спрашивает "Где мама?", выглядит странно. Закономерно, что мне никто не отвечает.
Я решила распечатать фотографии членов семьи и использовать как дидактический материал. Хочу, чтобы он сам начал показывать, кто есть кто, в ответ на вопросы.
Ходить
Я не хотела включать ходьбу в список. Но поймала себя на мысли, что это дело мы тоже отрабатываем. Мне советовали водить ребёнка одной рукой, чтобы он развивал координацию. Но мы поначалу так воодушевились, что Саша сам перебирает лапками, старались сделать всё, чтобы ему было удобно. По итогу Саша привык, что родители как путеводные провода у его троллейбуса. Если ему надо куда-то пойти, он просто хватает нас за обе руки и идёт. С одной рукой долго идти ему тяжко.
В парке мы встретили карапуза 1 в 1 как Саша - только 11 месяцев. С 10-ти он ходит сам. Для меня это выглядит как чудо новогоднее. Такие малыши очень непропорциональные для пешехода, ума не приложу, как они так ходят. С тех пор я твёрдо решила переходить на одну ведущую руку. Говорю, что вот мальчик в парке уже ходит! Нам тоже пора. Муж отвечает, что это вообще худшее, что можно говорить ребёнку.
От покупки ходунков, вожжей или каталки на колёсах я воздержалась. Последнюю особенно хотелось: там и бизиборд, и столик - всё в одном. Саша сейчас "катает" табуретки. Но пока решила, что это очень недолгосрочная покупка, она будет мешать ему учиться ходить самостоятельно.
Послесловие
У родителей детей постарше я читала про другие намётки. Кто-то хочет научить полоскать рот или чистить зубы. Ходить на горшок. Пользоваться ложкой. Это пока всё очень сложно для нас.
Я стараюсь замечать признаки готовности к какому-либо навыку. Вот почему сын с лёгкостью повторяет действия за мужем, а за мной никогда? Я же с ним провожу больше времени, стараюсь учить чему-то, никакой реакции не получаю. А приходит с работы папка, говорит ДДА - и Саша весь вечер тараторит ДА-ДА-ДА. Я бы так давно получила свои ответы ДА и НЕТ, но мне он с таким рвением не отвечает. Но я всё равно повторяю и комментирую, задаю вопросы, тычу пальцами во всё вокруг и поясняю в надежде, что и в ребёнка что-нибудь из этого попадает.
Умелки, которыми я восторгалась несколькими месяцами ранее: