Признаюсь, люблю бытовой жанр в изобразительном искусстве. Как начнешь, разглядывать картину, столько вопросов появляется... Порой целый квест пройдешь, пока поймешь, что к чему.
Вот и в этот раз так получилось. "Выход невесты из бани" ... Нарядные все такие... метла... кокошник... пьют из жбанчиков что-то... А где невеста? Я ее не сразу и нашла взглядом!
Что за действие происходит на картине? То, что невеста перед свадьбой должна была идти в баню, знают все. Баню мыли подружки чисто-начисто, украшали ветками. Пока баня топилась, по треску камней в печи, по их шипенью в воде гадали о характере будущего мужа, его родни.
Во многих местностях приглашалась особая женщина -- вытница. Она должна была плакать о мнимой смерти девушки, так как она умирала для одного рода и рождалась в другом роду. Чем больше плачет девушка, тем счастливее будет жизнь ее с мужем.
Подружки расплетали косу, вынимали ленточку - волю. Она символизировала свободную жизнь невесты. Эта ленточка отдавалась или младшей сестре, или подружке.
В центре картины мы видим девушку-невесту. По обычаю, на нательную рубаху накидывали шубу. Простой платочек на голове, серьезный и сосредоточенный взгляд служит контрастом окружающей невесту обстановке. На голове еще не кика, но и коса не как у подружки, уже спрятана под платочек. А подружка держит обруч с ленточкой.
Невеста щедро поила и угощала подруг квасом и пирогами для того, чтобы они забылись от удовольствия и даже и не думали завидовать будущей ее замужней жизни. Вот ведь, оказывается, каков смысл!!!
Еще одна интересная традиция, которая прижилась в современной России в несколько ином виде, тоже родом из бани. Невесту парили веником. Его собирали с другими и звали вытянуть какой-нибудь веник проходящую мимо девушку. Если вытянет невестин веник, то выйдет в этом году замуж, если же чужой, то еще походит незамужней.
Красиво одетая женщина слева и тазом и ухватом - это сваха. В таз она колотит для того, чтобы сытны и хлебосольны были в новой семье хозяева. Полюбуйтесь, каков наряд! На голове кика, под которую спрятаны волосы замужней женщины. А сам наряд до чего же ярок! Женщина дородная, с добрым улыбчивым лицом. Думаю, у нее семейная жизнь вполне счастливая.
Метлой дорожку расчищают перед невестой с целью прогнать нечто злое, различные преграды для счастья.
Разметает девушка в красивого цвета сарафане. Удивилась - почему волосы распущены. Ответ на этот вопрос не нашла. Может кто подскажет?
Еще одна нарезка - женщина с ведром и коромыслом. Не просто так она здесь.
Эти предметы символизируют пожелание, чтобы крепко держались супруги друг за друга и никакая вода меж ними не вставала.
А из бани выглядывает девушка, будущая невеста, которая тоже мечтает о своем суженом.
Вообще картину можно разглядывать до бесконечности. Как выглядит утварь, какая одежда, украшения, какие красивые лица...
Нужно сказать еще, что картина очень часто фигурирует под названием "Девичник". Но вот что нашла: (скрин)
И, конечно, несколько слов о художнике.
Алексей Иванович родился в семье крепостного промывщика золота в 1835 году в Пермской губернии. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных.
В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Неоднократно награждался малыми (1858, 1860) и большими (1859, 1861) серебряными медалями. В 1861 году получил от Академии малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».
Участник "Бунта четырнадцати", он входил в качестве казначея в артель передвижников до самого распада артели. Но в выставках не участвовал.
Ежегодно он представлял свои картины бытового жанра, где передавал характерные типы русского быта. Когда я разглядываю репродукции его картин, мне хочется добавить: "Написано с любовью".
Возможно, вы тоже что-то знаете по теме. Поэтому добавляйте, уточняйте. Когда читаю ваши комментарии, узнаю еще столько интересного!
Спасибо, что дочитали. Заглядывайте в подборку:)