Найти тему
Minsknews.by

Ароматы можно потрогать. Востребована ли натуральная парфюмерия в Беларуси

Ароматерапевт и парфюмер Ксения Филиппова уверяет, что запахи можно потрогать и даже услышать. Правда ли это? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

— Ксения, как так получилось, что из журналиста вы переквалифицировались в парфюмера?

— В 2005 году мы с мужем жили в Киеве. Однажды зашли в аптеку-музей и заметили там очень приятно пахнущее мыло. С него, наверное, началась моя любовь к ароматам. Это была натуральная продукция. Меня поразили запахи — мед, разнотравье, цветы. Я купила ящик такого мыла и наслаждалась им: постоянно вдыхала запахи, идентифицировала их. Подружилась с производителями, ездила к ним на завод. Потом стала продавать их товары в Беларуси. Изначально у меня был магазин косметики, но я решила расширить деятельность: выучилась на ароматерапевта, а затем — на парфюмера.

Любовь к натуральному

— Знаю, что вы очень избирательны при подборе компонентов для духов…

— В парфюмерии важно создавать хорошие композиции, и не имеет значения, сделаны они из синтетических молекул или из натурального материала. В любом случае это произведение искусства, если работает профессионал. Но для себя решила: буду заниматься только натуральной, ботанической косметикой. Мой нос даже в моноингредиентах распознает большую палитру тонов. Что уж говорить о смешанных! Это воодушевляющий процесс, который заставляет безостановочно творить.

— Где такому учат?

— Профессию ароматерапевта получила за рубежом. У нас еще не учили такому, в России тоже все только зарождалось. Поехала за знаниями и навыками в Литву к парфюмеру и ароматерапевту Лайме Кишкуни. Она мой первый учитель. Потом брала частные уроки у английских, австралийских и американских парфюмеров. Это незабываемый опыт. Обучение с группой — важный момент обмена опытом, наработками, творениями. Однако частные уроки — настоящая огранка мастерства. Именно поэтому я ввела их в обучение своих студентов-парфюмеров. Занятия провожу как очно, так и дистанционно.

— Натуральная парфюмерия востребована в Беларуси?

— После пандемии коронавируса люди начали уделять большое внимание обонянию. Когда потеряли его, то осознали, насколько оно важно.

Послушать… запахи

— Вы открыли удивительный музей…

— Мне хотелось показать людям, какую важную роль в нашей жизни играет обоняние. Год назад мы с единомышленницами создали интерактивное пространство: музей запахов «Нос». Там показываем, что ароматы можно не только понюхать, но и потрогать и даже послушать! К ним написаны симфонии и созданы инсталляции с помощью специальных низкочастотных микрофонов.

Запах играет две важные роли в нашей жизни. Первая — выживание. Когда мы чувствуем, что пахнет гарью или газом, то срабатывает инстинкт самосохранения. Вторая — нахождение партнера. В этом у запаха одна из первостепенных ролей.

Оказывают влияние

— Вы проводите курсы по созданию индивидуального аромата. А как определить, что именно этот подходит человеку больше всего? С помощью интуиции?

— Составление индивидуального аромата — дело долгое и недешевое. В процессе я работаю с клиентом несколько часов: мы корректируем запахи, выбираем из самых разных компонентов — будь это редкий бирманский уд, мускус или амбра. Определяемся с ингредиентами, семейством ароматов. Они разные — фужерные, шипровые, цветочные, восточные… Выбираем направление. На моем органе (так называется огромный стенд) около 600 компонентов. Из них для заказчика я выделяю 20–25, чтобы создать подходящий ему аромат. Это уже дело практики и опыта.

— Сколько времени уходит на такую непростую задачу?

— Все индивидуально. Бывают люди, которые выбирают быстро, четко и уверенно. Тогда процесс может занять 1,5 часа. Есть те, кто еще не знает, чего хочет, им нравится много направлений. Тогда процедура затягивается на 3 часа и дольше.

-2

— Какой аромат запомнился больше всего?

— Когда я создаю собственные, ориентируюсь на тенденции рынка, свои истории или уникальный ингредиент, вкладываю то, что хочется отразить в них. Делаем, например, кожаный аромат. Кто-то заказывает лаванду с мускусом… Каждый из них уникальный, запоминающийся!

— Мужчины тоже приходят к вам?

— Да, их примерно треть от всех клиентов. В Европе это соотношение 50/50. У мужчин и женщин обоняние очень отличается. Так, они могут не чувствовать запахи друг друга. Кстати, обычно представители сильного пола быстрее создают собственный аромат.

— Неужели правда, что пару себе мы выбираем носом?

— Люди очень интересно реагируют на запахи. Для создания идеальной пары лучше всего, когда человек сразу ощущает натуральный запах своей половинки. Ведь со временем он все равно его почувствует.

Первоначально парфюмерия была дорогим удовольствием, уделом знати. В середине XIX века появилась химическая промышленность, и тогда духи стали доступны широким слоям населения. Вскоре резко увеличилось количество браков, а через 10–15 лет — число разводов. Причина? Естественный запах человека заглушала «химия», и многие совершали ошибку при выборе партнера. Так работают искусственные ароматы, а вот натуральные, наоборот, подкрепляют запах тела человека, усиливают его индивидуальность. С ароматом могут быть связаны как положительные, так и отрицательные истории в жизни. Например, если в детстве на отдыхе мама ребенку не купила игрушку, а в этот момент пахло лавандой, у него может закрепиться отрицательная ассоциация с этим ароматом. И когда во взрослом возрасте он ощутит нотки лаванды на своем партнере, для него это сработает как триггер чего-то негативного. Подобные моменты случаются довольно часто. Такое решаемо, но это уже совсем другая история…

— Заинтриговали…

— Это ароматерапия. С помощью запахов лечим психоэмоциональное состояние. Работаем с психосоматикой. Одни запахи успокаивают и снимают напряжение, другие же повышают работоспособность и дают прилив энергии. Есть и те, что помогают при некоторых заболеваниях.

— Чем ароматерапия отличается от парфюмерии?

— Это две разные, пусть и взаимосвязанные области. Ароматерапия направлена на улучшение качества жизни человека, а парфюмерия — на эстетику. В последней больше творческой свободы.

Подготовил Евгений Задиран, фото из архива собеседницы