Найти тему
Кабанов // Чтение

Почему это круто - советская электроника

В прошлой статье рассказал про мир электронной музыки, и обещал отдельно остановиться на советской электронике.

Советская электронная музыка начала развиваться в условиях догматических ограничений и идеологического контроля. Тем не менее, именно в СССР был изобретён, например, один из первых электронных инструментов — терменвокс, созданный Львом Терменом в 1920-х годах. Этот инструмент позволил музыкантам управлять звуком без физического контакта, используя только движения рук в электромагнитном поле. Терменвокс стал известен не только в СССР, но и за его пределами, и стал символом ранней электронной музыки.

Фото Яндекс картинки, усовершенствованное автором
Фото Яндекс картинки, усовершенствованное автором

Несмотря на суровые условия, музыкальные эксперименты продолжались благодаря поддержке отдельных энтузиастов и исследователей. Например, композитор Эдуард Артемьев, известный своими саундтреками к фильмам Андрея Тарковского, использовал ранние синтезаторы для создания уникальных звуков природных ландшафтов. Композитор Эдуард Артемьев использовал синтезатор АНС, один из первых в мире фотоэлектронных синтезаторов, чтобы создать атмосферные и загадочные космические звуки в фильме "Солярис", которые идеально передавали настроение фильма и стали частью его успеха.

Помимо Льва Термена и Эдуарда Артемьева, нужно упомянуть и А
лексея Рыбникова, который использовал электронные инструменты в своих композициях для кино, и группы "Зодиак" и "Аргонавты". Они популяризировали электронную музыку в СССР и далеко за его пределами.

Фото Яндекс картинки, усовершенствованное автором
Фото Яндекс картинки, усовершенствованное автором

Известный певец Владимир Кузьмин оказывается - изобретатель. Так, синтезатор "Поливокс", разработанный Владимиром, стал ответом на западные аналоги и получил признание за свою уникальность и мощное звучание. Такие инструменты позволяли советским музыкантам создавать новые звуковые текстуры и экспериментировать с музыкой в условиях дефицита и изоляции. Несмотря на железный занавес, некоторые произведения советских музыкантов стали известны за рубежом, повлияв на развитие мировой электронной музыки. Например, использование терменвокса в западной музыке и влияние советских синтезаторов на звук современного электронного искусства.

Глава о советской электронике в книге
Ника Завриева "Планетроника" — это глубокий и увлекательный рассказ о том, как электронная музыка развивалась в условиях цензуры и ограничений. Завриев мастерски описывает историю, людей и технологии, которые сделали возможным появление уникальной советской электронной сцены. Эта глава не только информативна, но и вдохновляет, показывая, что творчество может процветать даже в самых сложных условиях.