Одинокий книжный шкаф в коридоре дома Пашкова, перед входом в Румянцевский зал. Казалось бы, ничего особенного. Но это только кажется. Не стоит проходить мимо!
Этот шкаф 19 века из красного дерева является частью мебельной коллекции Румянцевского музеума его петербургского периода. Вместе со всем музеем шкаф был перевезен в Москву в 1861.
В таких небольших шкафах обычно дарили книги.
Примерно в таком шкафу в 1880 передал Румянцевскому музею рукописи А.С. Пушкина его старший сын, Александр Александрович. Поэтому этот шкаф называют «Пушкинским». Выглядит он, как новый, но ему почти 200 лет. Он стоит на почётном месте в комнате каталогов – одностворчатый деревянный шкаф середины 19 века (а рукописей Пушкина в нём сейчас нет, они хранятся в Петербурге).
Но вернёмся к шкафу «Булгаковскому». Как и старые зеркала, старое стекло со временем оплывает. Вот и в нашем шкафчике окна с разводами, сквозь них заглядываешь внутрь старинного шкафа, как сквозь само время:
Сейчас шкаф используется как выставочная витрина для факсимилий (то есть точных копий) автографов М.А. Булгакова.
В знаменитом доме Пашкова находится отдел рукописей Российской государственной библиотеки.
Именно здесь хранятся все рукописи М.А. Булгакова – они переданы в библиотеку Еленой Сергеевной.
Часть рукописи романа «Мастер и Маргарита», написанная рукой Михаила Афанасьевича в обычной школьной тетрадке:
На плоской террасе здания, украшенного белыми колоннами и скульптурными изображениями белых женщин в туниках, сидел на складном табурете Воланд и глядел на город, громоздившийся внизу. Сзади Воланда стоял мрачный, рыжий и косой Азазелло.
В конечном варианте, как мы знаем, текст немного другой.
Рядом на полке фото Елены Сергеевны:
Рядом – фото Михаила Афанасьевича. И его читательский билет «для входа в читальный зал Публичной библиотеки Союза ССР имени Ленина», действительный до 1 ноября 1932. Он приходил сюда, именно в это здание (новое тогда ещё не было построено), и описал его в своём романе. Работал в этом читальном зале.
Письмо Елены Сергеевны Сталину, которое заканчивается словами:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! Я прошу Вашего слова в защиту писателя Булгакова».
Писателя, имя которого остаётся непризнанным и незаслуженно забытым.
«Я прошу именно Вашего слова – никто больше в данном случае помочь не может»:
Письмо написано 7 июля 1946. До признания ещё далеко. Роман «Мастер и Маргарита» будет напечатан лишь в 1961.
Стекло мало того что с разводами, но ещё и безбожно отсвечивает в солнечный день. Ох уж эти отсвечивающие стёкла! Как они мешают! Но без них, конечно, никак.
Ещё одна рукопись – начало романа «Собачье сердце», отчаянные мысли замерзающего в подворотне пса:
А это фото собаки Булгаковых Бутона и карточка, которую прикрепляли к дверному звонку его хозяева – «Бутон Булгаков. Звонить 2 раза»:
Вот такой неказистый с виду шкафчик стоит в коридоре дома Пашкова. А познакомишься с ним поближе – и захочется почтительно обратиться к нему по-чеховски: «Многоуважаемый шкаф»...
А вы любите Булгакова?